Механизм использования государственно-частного партнерства при строительстве школ правительство Свердловской области озвучило еще в 2017 году. Создание 100 тыс. новых учебных мест тогда оценили в 100 млрд рублей, часть из них должен был дать частный инвестор, а государство бы вернуло после ввода в эксплуатацию.
Чисто теоретически это выглядит красиво: область в рамках одного бюджетного периода получает необходимое количество соцобъектов и решает проблему с переполненностью и второй сменой, а застройщик — добавочную стоимость жилья, если в пешей доступности от его комплекса есть школа. Пока эта схема работает не очень эффективно. Как можно привлечь частные инвестиции в сферу образования, 66.RU рассказали сами девелоперы.
Свердловская область — один из регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства. Объем инвестиций в проекты на условиях ГЧП близится к 33 млрд рублей. Правда, большинство из них связаны с ЖКХ и дорожным строительством. Причина в том, что на коммунальных объектах и дорогах можно легко и понятно заработать, поясняют эксперты. В этих сферах сложилась понятная финансовая модель с рабочим бизнес-планом, количеством потребителей, установленными тарифами. Инвестор, который вкладывает свои деньги в прокладку трубы, а потом ею управляет, точно знает, сколько заплатит на старте и сколько получит в итоге. В итоге муниципалитет получает необходимые коммуникации, а инвестор — гарантированный доход.
Постепенно механизм ГЧП развивается и в социальных сферах. Но только там, где можно построить предсказуемую бизнес-модель, — в здравоохранении и спорте. В обоих случаях участником государственно-частного партнерства выступает не строитель, а профильный бизнес — частная клиника или фитнес-центр.
Перенести эту экономическую модель на школы невозможно, объясняет руководитель направления стратегического развития компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова. Пока сфера образования в России не является понятным, а главное, доходным бизнесом. Этот факт подтверждает маленькое количество частных школ в Екатеринбурге — шесть штук, — хотя спрос на качественное образование очень велик.
Поскольку трехстороннее сотрудничество в рамках ГЧП — с привлечением эксплуатанта — невозможно, то инициатором должен выступать тот, кто впоследствии будет управлять объектом. В случае со школами застройщик не готов пойти на такой шаг. У девелоперов другая бизнес-модель: построили, продали, вернули деньги и пошли строить новый объект. Застройщик не готов выполнять непривычную для себя роль в качестве партнера по развитию образовательного проекта — от идеи, воплощения и последующей эксплуатации, поскольку это дополнительные риски.
Еще об одном риске для застройщиков на заседании комитета по строительству Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) рассказал его председатель, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. По его словам, схема работы в рамках ГЧП требует конкретизации доли ответственности каждой стороны.
— Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если в период действия соглашения произойдут изменения в законодательстве или в ходе реализации федеральной программы финансирования, застройщик не окажется крайним в этой цепочке. Чтобы предметно обсуждать механизм ГЧП, необходимо понять, как именно будет защищен от рисков частный партнер.
В министерстве образования Свердловской области считают, что именно ГЧП позволит региону выполнить поставленную задачу по переходу на односменное обучение и установке национального проекта «Образование». Но пока однозначного решения вопроса о государственно-частном партнерстве в сфере образования нет, хотя в строительстве школ заинтересованы и государство, и девелоперы.
— Мы подготовили соглашение о государственно-частном партнерстве, а также проработали финансовую модель для строительства школ на территории области. Презентация модели позволила получить обратную связь от застройщиков, мы учтем это в своей работе.
Есть несколько вариантов решения вопроса о строительстве школ в рамках ГЧП, которые предлагают стороны. Два из них связаны с созданием частных общеобразовательных учреждений:
Поскольку рынок частных школ в Екатеринбурге, да и в целом в России, еще развит слабо, существует несколько компромиссных направлений, в рамках которых могут совместно работать бизнес и власти:
Несмотря на существующие сложности, и бизнес, и власти заявляют о своей готовности участвовать в ГЧП по строительству школ. Участники строительного комитета СОСПП заявили о готовности создать Координационный совет при министерстве строительства, который будет организовывать взаимодействие всех участников строительного процесса при решении важных для отрасли вопросов. В том числе совет сможет курировать действия по проработке эффективного механизма строительства школ в рамках ГЧП.