Депутаты свердловского Заксобрания на пять лет продлили полномочия Мингосимущества по управлению неразграниченными землями в Екатеринбурге — территорией, которая не находится в частной собственности и не закреплена за областными или муниципальными структурами. Такое положение дел поставит городских чиновников в зависимость от министерства и позволит региону получить контроль над застройкой.
В четверг, 5 декабря, комитет по региональной политике и развитию местного самоуправления одобрил правительственный законопроект о пролонгации права МУГИСО управления неразграниченными землями в Екатеринбурге. Первый замминистра по управлению госимуществом Елена Николаева объяснила, что эта работающая система, которая доказала свою эффективность. Сегодня уже на заседании ЗакСо парламентарии приняли документ.
- Областные власти изъяли земельные полномочия в 2014 году, в разгар конфликта с городскими чиновниками.
- Региональные чиновники преподносили это как временную меру для наведения порядка в сфере оборота земли.
- В мэрии посчитали, что главная цель — лишить город финансовой независимости, забрав доходную статью бюджета.
- Действие закона должно было закончиться 1 января 2020 года, но в ноябре в областной парламент внесли законопроект.
Как МУГИСО влияет на застройку Екатеринбурга
Сейчас в Екатеринбурге обсуждают проект Генплана, который тайно, без привлечения сторонних экспертов, подготовили в мэрии. Тот вариант документа не устроил ни застройщиков, ни областных чиновников. В Минстрое посчитали, что горадминистрация должна была сначала согласовать Генплан с министерством и смежными городами, а потом публиковать его для общественных обсуждений.
Но и без предварительных согласований область возьмет под контроль итоговый вид документа. Дело в том, что неразграниченные земли занимают 28% площади Екатеринбурга. В застроенных районах — это готовые площадки, которые уже распланированы под стройку, нанесены на карту функциональных зон Генплана и ждут инвесторов. Назначение таких участков определяет мэрия, а на аукцион под застройку их выставляет МУГИСО.
Чисто гипотетически областное ведомство, в случае возникновения недопонимания с муниципалитетом, сможет оказать давление — попридержать торговлю неразграниченными землями и заморозить развитие почти трети городской территории.
В администрации Екатеринбурга отказались комментировать решение депутатов и возможные последствия. Как сообщили 66.RU в МУГИСО, решение о предоставлении участков принимается на совместной комиссии с администрацией Екатеринбурга.
Пресс-служба МУГИСО:
— Работа выстроена таким образом, что министерство отслеживает утверждаемую градостроительную документацию (проекты планировки и проекты межевания территории) и в случае наличия в ней потенциальных вариантов невозможности образования или предоставления участков указывает на них.
Депутат свердловского Заксобрания Вячеслав Вегнер подтвердил, что «таким решением область не только посадит город на поводок и будет диктовать условия по градостроительной политике», но и, несмотря на нынешнее взаимопонимание, ограничит финансовую независимость муниципалитета.
Как МУГИСО влияет на бюджет Екатеринбурга
Средства от аренды и продажи земли — это значимая доля муниципального бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РФ, весь финансовый поток от неразграниченных земель принадлежит мэрии, но объем и частота поступлений зависят от областных властей. Мэрия, например, не может определять размер арендной платы и выкупную цену участков, а также устанавливать и пересматривать кадастровую стоимость земли, от которой зависит налогооблагаемая база. Этим занимается МУГИСО.
Как сообщили 66.RU в пресс-службе министерства, за период осуществления полномочий ежегодно перевыполняются показатели по поступлению доходов от продажи и аренды земельных участков. Но как эти цифры соотносятся с теми, которые были при горадминистрации?
Очевидно, планы занижены. С момента перераспределения земельных полномочий в пользу МУГИСО доходы от продажи неразграниченной земли упали вдвое — с 613 млн рублей в 2014 году до 300 млн рублей в проекте бюджета на 2020 год, арендные платежи — с 2,34 млрд рублей до 2,04 млрд рублей. При этом рента снижается все последние годы: в 2017 году в бюджет поступило 2,38 млрд рублей, в 2018 году — 2,14 млрд рублей, за полгода 2019 года — 1,16 млрд рублей. В 2020 году доход ожидается еще меньше — 2,04 млрд рублей.