Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки

20 декабря 2018, 12:20
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Его не слишком жалуют на стройке — но при этом уважают. Он видит во сне ГОСТы и СНиПы и инспектирует работу каждого рабочего на площадке. Контролирует тысячи мелочей, от расстояния между саморезами в гипсокартонном коробе до диаметра арматуры в фундаменте, чтобы дом не стал для жильцов бомбой замедленного действия.

То, что станет строителем, Михаил Казаков решил еще в детстве. Когда слушал рассказы отца о работе, ходил с ним на стройку, смотрел на дома, которые возвел папа. Когда немного подрос, только утвердился в своем решении, ползая с друзьями по заброшенным долгостроям 90-х. Мечтал: вот вырастет, отучится в институте, вернется сюда и достроит эти здания. Своими глазами увидит, как сюда будут въезжать новые жильцы и как пустые бетонные коробки оживут. Именно тогда Михаил дал себе слово, что в его карьере долгостроев не будет.

Мечта сбылась: Михаил поступил в Институт промышленного и гражданского строительства. Сегодня он ведущий инженер по строительному контролю в «Группе ЛСР». А проще — куратор стройки. Первым объектом, построенным под его надзором, стал «Дом на Расточной». Его ввели в строй в марте 2018-го, на полгода раньше срока. Сегодня Михаил «держит руку на пульсе» целого жилого комплекса «Меридиан» на границе Академического и Широкой Речки, который будет состоять из десяти многосекционных домов.

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В «Меридиане» появятся десять больших домов.

Рабочий день куратора начинается в офисе. Он проверяет документы, которые после каждого этапа работ приносят подрядчики, выписывает предписания, сам готовит документы для проверок Госжилнадзора. А затем приезжает на стройку, где начинается самая интересная часть его работы. Он отправляется на «охоту» за оплошностями и недоработками.

Перед этим обязательно переодевается, чтобы не испачкаться, ведь он трогает, измеряет, дотошно проверяет каждую мелочь. Он там, где кипит жизнь строительной площадки. Контролирует толщину арматуры и расстояние между прутьями в каркасе, который готовятся заливать бетоном, смотрит на толщину профиля в коробе из гипсокартона, следит за числом дюбелей и слоем клея, которые держат плиты утеплителя на стене дома.

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Первый дом нового ЖК готов и уже принял жильцов. Сейчас строители заканчивают возведение второго и начинают строить третий дом.

Нюансов, которые приходится проверять, даже не сотни — тысячи. Михаил признается: ГОСТы и СНиПы, по которым он проверяет труд рабочих, ему даже снятся.

Михаил Казаков, куратор строительства ЖК «Меридиан» «Группы ЛСР»:

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки

— План на сегодня: проверить работы на двух домах. В одном — посмотреть, как подготовили стены в квартирах к поклейке обоев, а пол — к укладке ламината, проконтролировать, как идут работы на крыше. В другом — проверить армирование стен, которые приготовили к заливке бетона. Если все будет в порядке, дам «добро» на следующие работы. Если нет, составлю список того, что и как нужно исправить, приложу фото, дам ссылки на ГОСТы и СНиПы и отправлю служебную записку подрядчику. Пусть исправляет. Пока не сделает этого, дальше работать я не разрешу.

Как и любой охотник, Михаил отправляется «за добычей» не с пустыми руками. Его «оружие» — рулетка и строительный уровень, с помощью которых он проверяет выполненную работу. Хотя за те годы, что работает на стройке, Михаил может уже обходиться без них. Он еще издали замечает, что нужно переделать: здесь слишком большое расстояние между саморезами, а здесь маленький зазор, образовавшийся при укладке ламината.

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки
Фото: Григорий Постников, 66.RU

От бумажной работы никуда не деться. Куратор и его сотрудники проверяют отчетные документы подрядчиков, сами готовят пакеты документов для проверок Госжилнадзора и для сдачи дома.

Михаил Казаков:

— Да, я требую с подрядчиков, и порой достаточно жестко. Но не делать этого нельзя — начнется бардак. Видите отверстия в плите свежезалитого бетона? Это следы от опалубки. Их тут быть не должно — отверстия нужно аккуратно замазать. А сам бетон — отшлифовать, чтобы гидроизоляция «легла» правильно. Сегодня позвоню подрядчику — пусть ставит задачу рабочим и приводит все в порядок.

Михаила на стройке, мягко говоря, не все любят. А как еще должны относиться к человеку, из-за которого приходится переделывать работу, а то и начинать все с нуля? Но в то же время его уважают — по той же причине. За то, что заставляет переделать, если видит ошибку или недоработку. И спорить или уговаривать — бесполезно.

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Самая хлопотная часть работы куратора начнется при сдаче дома. Нужно подготовить и согласовать всю документацию, показать дольщикам новые квартиры, пройти по дому с сотрудниками УК, учесть все просьбы и замечания, если они появятся.

Михаил Казаков:

— Они не хуже меня знают ГОСТы и СНиПы и видят, когда рабочий ошибся или схалтурил. Кроме того, серьезных ошибок не так уж и много. С этими подрядчиками работаем уже не первый год, они набрались опыта, поняли наши требования, убедились, что «халтура» выходит себе дороже.

Не перегибает ли куратор палку? Не слишком ли придирается? Ну в самом деле, не развалится же короб из гипсокартона, если скреплять его будут не 20, а 15 саморезов? Наверное, нет. А если их будет не 15, а, предположим, пять? И если речь не о крепеже, а об арматуре в фундаменте здания? А если кто-то из подрядчиков «втихушку» решит сэкономить, использовать чуть менее крепкие, но намного более дешевые материалы?

«Меня не любят, потому что я не люблю бардак». Один день с куратором стройки
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Панорамные окна в новом доме — предмет особой гордости Казакова.

Михаил Казаков:

— Придираюсь? Может и придираюсь. Но вы поймите — для каждого процесса в строительстве давно определили точные значения. В ГОСТах и СНиПах все указано — какие именно нужны материалы и крепеж, сколько времени должен застывать бетон и так далее. Не я это придумал — целые институты проводили расчеты, испытания, эксперименты. Тот же саморез может выдержать намного большую нагрузку, чем расчетная, — но потом просто сломается. И так с любым материалом. Проблема в том, что дом мы строим не на год, не на два и даже не на десять. И отходить от ГОСТов и СНиПов — значит рисковать. Причем рисковать не нам, а людям, которым в этом доме жить: своим комфортом, здоровьем, жизнью, не дай бог. Кроме того, возможности схалтурить или сэкономить есть всегда. И если каждый раз чуть-чуть отойти от правил, в итоге можно получить не дом, а мину замедленного действия.

Почему куратор так скрупулезно, дотошно относится к своим обязанностям? Наверное, по той же причине, по которой подписывается на страницу ЖК в соцсетях и следит не только за реальной, но и виртуальной его жизнью. Ему не все равно.

Казаков не просто любит свою работу — он по-настоящему ею гордится. Особенно это заметно, когда он по-хорошему хвастается «фишками» нового ЖК: дизайнерской отделкой подъездов и лифтами с музыкой, панорамными и французскими окнами от стены до стены, детскими замками в них, тротуарами, выложенными специальной пресс-плиткой, на которой жильцы не будут падать в гололед.

Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU.

Екатеринбургский «Меридиан» Михаила Казакова

В спецпроекте «Один день с…» мы показываем рабочие будни людей, профессии которых нельзя назвать обычными. А если работа и кажется заурядной, мы знаем, что это только фасад, за которым скрывается неординарный человек. Его-то мы и искали в конечном счете. Читайте в спецпроекте о крановщице, которая узнает коллег по ушам, начальнике цеха, который сравнивает свой коллектив с футбольной командой, руководителе объекта, который изнашивает на стройке пять пар обуви за сезон.