Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Трамвайная ветка уперлась в храм. Как 100 верующих мешают УГМК проложить рельсы до Верхней Пышмы

11 октября 2018, 16:00
репортаж
Трамвайная ветка уперлась в храм. Как 100 верующих мешают УГМК проложить рельсы до Верхней Пышмы
Фото: 66.ru
Чтобы построить трамвайную ветку до Верхней Пышмы, екатеринбургские чиновники должны изъять 56 871 квадратный метр земли на северной окраине города. Думали, будет сложно уговорить частников. Но самым трудным оказалось провести рельсы через храм, куда ходят 100 верующих, и не задеть их чувства.

Строительство трамвайной ветки из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму преподносят как пример естественного развития агломерации. Мол, здесь нет никакого прожектерства, сближение городов диктует простая экономическая логика, с которой, как и с законами физики, не поспоришь.

В будни проспект Космонавтов плотно стоит: утром пышминцы едут на работу в Екатеринбург, а вечером возвращаются по домам. Маятниковая миграция и натолкнула градостроителей на мысль связать города общественным транспортом. Трамвай оказался самым дешевым вариантом, который мог бы справиться с большим пассажиропотоком. Реальные очертания проект обрел в 2015 году, когда свердловские власти взяли в союзники УГМК (или наоборот), прикинули смету и составили план работ.

Семнадцатикилометровую ветку от конечной остановки «Фрезеровщиков», вдоль проспекта Космонавтов и до Успенского проспекта в Верхней Пышме должны построить до 15 декабря 2020 года. Планируется, что на линии появится 18 остановок. Часть пути трамвай проедет по тоннелю под железной дорогой.

«Нам опять придется жить в недострое»

В полосу землеотвода попал частный сектор вдоль проспекта Космонавтов в Екатеринбурге и Успенского проспекта в Верхней Пышме. Расселять частный сектор должны были муниципальные власти. У администрации города-спутника проблем не возникло — на предложенные компенсации сразу согласились примерно 80% собственников. А вот екатеринбуржцы, очевидно, рассчитывали на большие деньги и проявили несговорчивость.

Фото: 66.RU

Со стороны Екатеринбурга снесут частные дома на проспекте Космонавтов и улице Чуцкаева. Этот район города — типичная деревня с проселочными дорогами, колодцами, заборами и огородами.

Ольга живет на Чуцкаева — улице у Калиновского лесопарка, которая несколько раз заворачивает и пересекает сама себя. Дом женщины попадает под снос. В 2016 году она получила постановление об изъятии земельного участка (690 кв. м) и объектов недвижимости (170 кв. м). На сумму компенсации семья не согласилась, и администрация обратилась в суд, чтобы установить рыночную цену имущества.

Ольга, жительница дома, который попадает под снос:

— За два года мы прошли через три суда. В последней инстанции дело рассматривали примерно 15 минут, там наше мнение никого не интересовало. Те деньги, которые мы просили, нам, естественно, никто не дал. Вместо 9,5 млн рублей присудили 8 млн рублей. На такую сумму мы можем позволить только недострой за городом. Этот дом мы строили 20 лет, видимо, придется продолжить заниматься строительством уже в другом месте.

С решением суда собственники смирились, но денег пока не видели и поэтому с участков не съезжают.

«Нас не информируют, вопрос завис»

Ольге еще повезло. Одноэтажную постройку на проспекте Космонавтов, 184, где располагается храм Рождества Иоанна Крестителя, горадминистрация оценила в 3,37 млн рублей, хотя площадь земельного участка там 1540 кв. м. Православная община отказалась заключать сделку на таких условиях, и мэрия вызвала в суд Екатеринбургскую епархию.

Евгений Маленкин, который служит алтарником в храме, сказал корреспонденту 66.RU, что прихожанам нужны не деньги, а место, где можно послушать службу и провести досуг.
Выход предложил УГМК-Холдинг: на время строительства большой церкви в микрорайоне «Изумрудный бор» можно построить временный храм. Эта идея православных не впечатлила — судя по внешним признакам, религиозное сооружение никуда эвакуировать не собираются.

Фото: 66.RU

В храме бурлит жизнь: по выходным проходят богословские курсы и детские мероприятия, а по будням люди собираются на молитвы.

Как сообщил Евгений Маленкин, конфликт встал на паузу. «Нас не информируют, вопрос завис», — кратко объяснил общественник.

«Чем больше сэкономит бюджет, тем лучше»

Чиновники объяснили, что экспертизу участков проводили независимые оценщики. Эксперт выезжал на место, фотографировал здания, составлял акт осмотра и заключение, на основе которого определялась стоимость имущества.

Пресс-служба администрации Екатеринбурга:

— Цена зависит от многих факторов: местоположения участка, наличия свободного подъезда к нему, площади и наличия централизованных коммуникаций.

Часто цену выкупа тянет вниз нецелевое использование земель — например, когда в зоне индивидуальной жилой застройки стоит автосервис. Такие эпизоды бывали, говорят в мэрии. Однако в случаях, о которых мы рассказали, незаконных построек на участках не было.

Недопонимание по части суммы компенсации происходит из-за ограниченного бюджета, пояснил на условиях анонимности чиновник, который знает ситуацию. Средства на выкуп частного сектора — это на 90% субсидии из областного бюджета. Чем больше распорядители бюджетных средств сэкономят, тем лучше.

Известно, что мэрия Екатеринбурга ради строительства трамвайной ветки должна изъять 35 земельных участков общей площадью 56 871 кв. м. В пресс-службе горадминистрации затруднились прокомментировать, сколько денег уже потрачено на переселение жителей и сколько осталось проблемных участков. Мы побывали в зоне расселения и подтверждаем, что улицу Чуцкаева покинули все обитатели и только в паре домов по проспекту Космонавтов кто-то живет.

«Видно, что торопятся»

Напомним, что в 2017 году на отселение домов, переустройство коммунальных сетей, прокладку кабельной трассы и строительство контактных сетей Екатеринбург потратил 134 млн рублей. В 2018 году свердловские власти на те же цели выделили 590 млн рублей на два города, но после балансировки бюджета добавили еще 339 млн рублей.

В первое время по новой линии станут курсировать десять трамваев, потом будут смотреть на загрузку. Заказчики выберут подвижной состав на конкурсе, но хотели бы, чтобы это была модель 71–801 Трансмашхолдинга.

Городские чиновники обещали до конца года снести все капитальные сооружения на линии строительства трамвайных путей. Но, учитывая суд с Екатеринбургской епархией и, возможно, с другими собственниками, а также тот факт, что деньги между бюджетами переводятся долго, администрация может не успеть.

Такая возможность отчасти подтверждается словами Ольги: «Несмотря на то, что несколько месяцев назад нам присудили компенсацию, денег мы еще не видели. Нашим соседям чиновники говорят, чтобы переехали в течение месяца после получения всей суммы. Видно, что торопятся».

Пока территорию не освободят от лишних построек, подрядчик не начнет строительно-монтажные работы, а, согласно условиям государственного контракта, победитель тендера должен успеть до 15 декабря 2020 года построить трамвайную линию.