Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мелкие бизнесмены и пенсионеры строили дома в поселке для богатых. Теперь их судят по уголовной статье

21 мая 2018, 15:19
Мелкие бизнесмены и пенсионеры строили дома в поселке для богатых. Теперь их судят по уголовной статье
Фото: 66.RU
Речь идет об улице с незамысловатым названием Родниковая, которая считается элитной в Реже. От основной дороги ее защищает сосновая роща, рядом водоем, тихо. Среди деревьев в два ряда расположились двухэтажные коттеджи, владеют которыми в основном крупные бизнесмены, бывшие депутаты, судьи, следователи, сотрудники ФСБ и т.д. Простых людей тут очень мало. И скорее всего, их количество вряд ли увеличится, так как сейчас покупать в этом месте участок решится не всякий. Ведь в противном случае покупатель может оказаться фигурантом уголовного дела. Подробности — в материале 66.RU.

Еще каких-то 10 лет назад Родниковая представляла собой заброшенное непаханое поле, без дорог и коммуникаций. Свой нынешний облик она постепенно начала приобретать в 2008–2009 годах, когда администрация Режевского городского округа стала проводить аукционы на платную аренду земельных участков, расположенных там. Каждый победитель аукциона имел право выкупить доставшуюся ему землю по льготной цене. Для этого на участке нужно было возвести если не дом, то хотя бы фундамент и зарегистрировать его как объект незавершенного строительства (в те годы это право было предусмотрено ст.36 Земельного кодекса РФ, сейчас эта норма утратила силу).

Ирина Сохарева, на тот момент носящая фамилию Русина, была в числе первых, кому посчастливилось, пройдя все этапы, описанные выше, заполучить в собственность не один, а целых три участка на будущей режевской «Рублевке» (так Родниковую прозвали местные). Сейчас она об этом жалеет.

Ирина Сохарева:

Мелкие бизнесмены и пенсионеры строили дома в поселке для богатых. Теперь их судят по уголовной статье

— Выросла я в небольшом поселке Буланаш, потом в 1999 году уехала учиться в Екатеринбург и осталась там. Много лет проработала в коммерческих фирмах строительного направления. В 2008 году подруга, проживающая в Реже, предложила мне открыть совместный бизнес — парикмахерскую. У меня как раз скопилась определенная сумма денег, которую я собиралась либо вложить в бизнес, либо в приобретение жилья для себя и родителей. И вот я решила рискнуть и сменила столицу Урала на уютный городок в 90 километрах от нее.

В газете Ирина увидела объявление о распределении земель. Решила поучаствовать. Подала заявку и оказалась единственным претендентом на аренду небольшого участка под № 38 на улице Родниковой. Комитет по имуществу города Реж передал ей его в пользование. Спустя несколько месяцев в той же газете появилось еще одно объявление. На этот раз Сохарева планировала арендовать землю, чтобы построить на ней дом для отца с матерью.

Ирина Сохарева:

— В администрации мне сказали, что ажиотаж возрос, желающих получить землю много. Предложили принять участие в аукционах на два участка. Мол, если один не получу, то будет запасной вариант. Я так и поступила. Выбирала по принципу, чтобы финансово потянуть, поэтому остановилась на участках, расположенных в низине. Они как раз были небольшие, неидеальных форм, находились рядышком друг к другу под номерами 26 и 28. И так получилось, что в конце концов я выиграла два аукциона. Ну а чего отказываться от лишнего участка? Тем более что общая сумма годовой аренды была для меня подъемной. Плюс ко всему, их можно было объединить и из двух неказистых получить один нормальный.

Затем Ирина Сохарева наняла рабочих, чтобы они смонтировали ей три фундамента из бетонных блоков. По завершении работы она оформила на них кадастровые паспорта и поспешила в администрацию города с заявлением на приватизацию земель. Оплатив сумму выкупа за каждый участок, в 2009 году она стала их полноправной обладательницей.

Прошло 8 лет. За это время Ирина вышла замуж, родила сына и забеременела дочкой. Вся семья с нетерпением ждала переезда из съемной квартиры в большой дом, который вот-вот должен был, наконец, достроиться на одном из участков. Но жизнь внесла в планы Сохаревой свои коррективы.

Ирина Сохарева:

— В феврале 2017-го меня вызвали в отдел полиции и сообщили о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Основанием послужил рапорт, составленный сотрудниками Артемовского городского отдела УФСБ по Свердловской области, в котором говорилось, будто я совершила мошеннические действия и путем обмана приобрела земельные участки 26, 28 и 38 по улице Родниковой, чем нанесла крупный ущерб муниципальному образованию «Режевской городской округ». Я вообще до конца не верила, что все это серьезно.

По версии правоохранителей, на момент подачи документов на приватизацию земли Ирина не возводила на участках фундаменты будущих домов и предоставила в администрацию якобы подложные кадастровые паспорта на объекты незавершенного строительства (далее по тексту «ОНС»). Соответственно, у женщины отсутствовали основания на приобретение этих участков в собственность по льготной цене.

Следователи заказали экспертам рыночную оценку стоимости участков, которая составила 1,2 млн рублей (значительно превышающих реальные цифры), дело переквалифицировали с ч.3 статьи 159, на ч. 4 — «Мошенничество в особо крупном размере».

4 апреля 2018 года 38-летнюю кормящую мать из Режа Ирину Сохареву приговорили к трем годам колонии. Взяли под стражу в зале суда и отправили в СИЗО. Правда, 26 апреля облсуд отпустил ее на свободу, но лишь до 21 мая, на которое было назначено рассмотрение апелляции.

Ирина Сохарева:

— Суд напоминал фарс. Наши доводы отклонялись, а показания свидетелей игнорировались. Обвинение строилось на якобы каком-то снимке из космоса, сделанном летом 2009 года, на котором не видно фундаментов на моих участках (там вообще особо ничего не разобрать), и еще на показаниях соседей. Самое интересное, что эти соседи сами стали строиться на нашей улице лишь в 2010 году, как они могли что-то видеть на моих участках в 2009-м, мне непонятно, ведь их там просто не было.

Кстати, о соседях. Эти же люди выступали в качестве свидетелей обвинения не только на слушаньях по делу Ирины Сохаревой, но и других жителей Режа, которых привлекли к ответственности по аналогичной статье за махинации, связанные с оформлением земли на Родниковой.

Корреспондентам 66.RU удалось установить, что еще как минимум пятерых человек, не считая Ирины Сухаревой, признали обвиняемыми по ч.3 статьи 159 «Мошенничество». Все они якобы приватизировали участки на улице Родниковой в обход закона, не построив на них и подобия фундамента, но умудрились оформить на несуществующие объекты кадастровые паспорта.

Все эти люди совершенно не относятся к кругу городской элиты, которой плотно заселена Родниковая. В основном на скамье подсудимых оказываются пенсионеры, работяги или индивидуальные предприниматели со скромными доходами. У остальных же, состоятельных обитателей «Режевской Рублевки», проблем с законом нет.

Хотя одно исключение было. Бывший единоросс Павел Касьяненко. Несколько лет назад его избрали депутатом городской думы Режа, которая была с позором распущена. Причиной послужило безвластие в муниципалитете: три года работы думы не назначался сити-менеджер и не менялся устав. Это обернулось коллапсом в хозяйственном секторе: город полностью остался без горячей воды (долг перед коммунальщиками — 476 млн рублей), областные средства на ремонт дорог не приняли в бюджет, по центральной улице перестал ходить общественный транспорт, была сорвана программа газификации.

Двумя основными претендентами на место сити-менеджеров были Елена Матвеева (которая уже занимала этот пост) и Александр Чепчугов, бывший глава – председатель думы.

Павел Касьяненко, экс-депутат:

Мелкие бизнесмены и пенсионеры строили дома в поселке для богатых. Теперь их судят по уголовной статье

— Противостояние шло долго. Была создана активная группа, чтобы поставить на место главы своего человека, чтобы контролировать бюджет. Нас было 6 человек, которые не голосовали против [Матвеевой]. А тех, кто голосовал против нее, было 13 человек. Для принятия решения, согласно уставу города, нужно было 14 голосов. Не хватало всего одного голоса! Вот на нас и стали давить разными способами.

Касьяненко считает, что уголовное дело против него инициировали политические оппоненты. А все прочие фигуранты уголовных дел, связанных с землями в этом поселке, попали под раздачу заодно с ним.

Особая роль в этой истории — у Режевского БТИ. Именно там проходили обыски и именно там осужденные брали подложные (по версии следствия) кадастровые паспорта на объекты незавершенного строительства. Начальница БТИ Надежда Декханова в разговоре с корреспондентами 66.RU была немногословна, они лишь заявила, что кадастровый паспорт подделать невозможно.

Более открытой для общения оказалась бывшая сотрудница бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости Светлана Баринова. В те годы, когда на Родниковую стали заселяться люди, она работала техником-инвентаризатором. В ее обязанности как раз входили выезды на замеры ОНС, обработка дел и передача их на дальнейшую проверку руководителю производственной группы и начальнику БТИ.

Именно она ездила в 2009 г. заполнять техническую документацию по участкам Сохаревой и еще нескольких лиц из числа осужденных.

Светлана Баринова, бывшая сотрудница БТИ:

Мелкие бизнесмены и пенсионеры строили дома в поселке для богатых. Теперь их судят по уголовной статье

— Если бы фундаментов не было, я бы попросту не смогла сдать дело! Тем более что все, что мы описываем, мы фиксируем на фотоаппарат. Существует вообще очень много нюансов, согласно которым кадастровый паспорт нельзя подделать. Во-первых, этот документ печатается на специальном бланке и нумеруется, во-вторых, каждый бланк нам выдавали поштучно и под роспись. Эта бумажка проходит очень много согласований с определенным количеством руководящих лиц и в конце подписывается у начальницы.

Кстати, именно Светлана и еще одна бывшая сотрудница БТИ тоже получили по уголовному делу.

Баринову обвинили в том, что она вступила в сговор с одной из осужденных за землю на Родниковой пенсионерок и оформила кадастровый паспорт на несуществующий фундамент. Заодно осудили сотрудницу архива, которая якобы укусила за палец сотрудника ФСБ во время изъятия документации. При этом ее коллеги, присутствующие во время обысков, эту информацию не подтверждают.

Текст: Любовь Шадыева