Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Мы уйдем или с ключами, или вперед ногами»: почему в центре Екатеринбурга пятый день голодают люди

Протест
1 сентября 2017, 18:28
Фото: 66.RU
Двое голодающих утверждают, что их оставили без достойного жилья муниципальные служащие Невьянска. Ничего не добившись от городских властей, протестующие приехали в Екатеринбург — в надежде на помощь от областных чиновников.

Пятый день напротив здания правительства Свердловской области голодают два жителя Невьянска — Светлана Букова и Аркадий Коваленко. Они оба называют себя бомжами, и к ним за эти дни уже не раз приезжала скорая. Медики просят, чтобы люди поехали с ними в больницу, так как им необходима госпитализация, но голодающие обещают «сидеть до тех пор, пока не принесут ключи и документы», или до тех пор, пока их не «вынесут вперед ногами».

Спят Светлана и Аркадий здесь же — на скамейках Октябрьской площади, а когда идет дождь — под кустами, которые мало спасают от воды.

Журналисты 66.RU поговорили с голодающими и узнали, как вышло так, что они стали бездомными.

История Светланы Буковой

«Мы уйдем или с ключами, или вперед ногами»: почему в центре Екатеринбурга пятый день голодают люди
Фото: © 66.RU

В 2012 г. семье Светланы по договору социального найма выделили жилье барачного типа в поселке Ударник. Но дом уже на тот момент дом был в аварийном состоянии.

«Пола нет, как и рам на кухне, в несущей стене — сквозная трещина. В подъезде стоят подпорки — чтобы балки не упали. В квартире нашего соседа потолок держится на подпорках. В соседнем подъезде потолок рухнул. В доме нет ни отопления, ни воды, ни света», — рассказывает женщина.

Постановлением главы Невьянского городского округа отселение граждан из данного жилого дома было намечено на 2015 г. Суд постановил, что Буковым должна быть предоставлена квартира площадью не менее 29,2 м2. В марте этого года решение вступило в законную силу. Но квартиры как не было, так и нет.

Администрация города говорит, что сейчас чиновники занимаются переселением людей из жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 г. В очереди на переселение по решению суда в 2015–2016 гг. — порядка 10 семей. Вот только Светлана с этим не согласна, так как по решению суда предоставить ей жилое помещение должны вне очереди.

В конце июня Светлана Букова голодала в Невьянске. Во время акции протеста ее приглашали на совещание в прокуратуру города, где также присутствовали чиновники мэрии. На встрече заместитель городского прокурора предложил женщине переехать в квартиру в поселке Вересковый по договору поднайма, но в ходе беседы выяснилось, что предлагаемое жилье принадлежит некой бабушке, которая сейчас живет в доме престарелых. После этого мэрия предложила Буковой предоставить во временное пользование еще одну квартиру, которая должна перейти в муниципальную собственность после смерти собственника. Букова отказалась и от него.

На данный момент семье Светланы негде жить, а мэрия, по ее словам, постоянно кормит завтраками. Пока женщина голодает у «Белого дома», ее муж живет в «буханке», на которой он ездит, будучи водителем по профессии.

История Аркадия Коваленко

«Мы уйдем или с ключами, или вперед ногами»: почему в центре Екатеринбурга пятый день голодают люди
Фото: © 66.RU

В 12 лет Аркадий оказался в детском доме, а его мать лишили родительских прав за «хронический алкоголизм и наркоманию». За ним государство закрепило недвижимость — квартиру №8 на улице Вити Бурцева, 4.

Когда Аркадий покинул детский дом, он тонкостей российского законодательства не знал, а чиновники подсказать, что ему положена квартира, то ли не решились, то ли не захотели. Поэтому молодой человек, чтобы не жить с матерью, сначала отправился в Режевское сельскохозяйственное училище, потом — в армию. На момент дембеля Аркадий Коваленко решил вернуться в родной Невьянск и поселился в принадлежавшей ему квартире.

В 2012 г. дом признали аварийным, и жильцов должны были расселить по новым квартирам. Аркадий и его мать добились в суде, чтобы им предоставили отдельные квартиры, однако чиновники это решение обжаловали.

В июле 2012 г. Свердловский областной суд постановил, что договор социального найма может быть заключен на Людмилу и Аркадия Коваленко один на двоих. В 2016 г., с двухгодичным опозданием, двухкомнатную квартиру дали, но по всем документам она принадлежит исключительно Людмиле Коваленко. Про Аркадия в бумагах ни слова.

«Они присудили мне и Коваленко Людмиле одну квартиру на двоих, что противоречит действующему законодательству. Я не член ее семьи, так как в родительских правах она не восстанавливалась. В квартиру она меня не пускает, да и у меня с чужим человеком, еще и больным туберкулезом, нет никакого желания жить вместе», — рассказывает мужчина.

Аркадий какое-то время со своей супругой и маленьким ребенком оставался жить в бараке. Но когда к нему пришли сотрудники полиции из подразделения по делам несовершеннолетних и предупредили, что сына у них могут забрать из-за неблагополучных условий, они перебрались к друзьям.

Но это, как говорит Аркадий, не выход из ситуации, потому что, по сути, его семья — бомжи, так как прописка была аннулирована, когда их выселили из барака.

При этом, по его словам, уставшие от его постоянных жалоб сотрудники прокуратуры решили выселить из квартиры Людмилу Коваленко и отдать жилплощадь ему. По этому делу даже был суд, но Аркадий женщину лишать дома отказался. «Она меня хоть и не воспитала, но родила, я не могу выгнать ее на улицу», — говорит он.

Марина Шулева