По традиции, такая концепция может появиться накануне какого-то большого события. Например, чемпионата мира — 2018. Понятно, что в этом случае основное внимание вновь будет уделено центру — месту скопления футбольных болельщиков и телекамер со всего мира. Главное, что предстоит сделать городским властям, — увязать работу медиафасадов в единую систему, определить глобальную идею освещения и общие правила игры для всех проектов. Мы решили не ждать начала чемпионата и проанализировали самые известные городские объекты с помощью главных специалистов по архитектурному освещению из Москвы и Екатеринбурга.
Медиафасад Ельцин-центра заработал летом прошлого года. Его общая площадь составляет порядка 3000 м², изображение транслируется со скоростью 25 кадров в секунду. За перфорированными панелями скрыто 28 км светодиодных полос. Благодаря им изображение на медиафасаде заметно даже при дневном освещении.
На разработку 40-минутного видеошоу художнику по свету из Германии Штефану Хоффману понадобилось два года. Он создал уникальные узоры на основе традиционных российских орнаментов и ландшафтов. Они были представлены на открытии медиафасада. Также на фасаде можно увидеть кристаллы льда или звездную пыль. Еще один популярный сюжет — адаптация известных работ Казимира Малевича и Любови Поповой.
— По сути медиафасад становится своеобразным арт-объектом с постоянно сменяющими друг друга световыми сценами. И тут мы видим не только абстракции. Где-то на подсознательном уровне возникает позитивный эмоциональный настрой. Мы начинаем восхищаться светоцветовыми композициями. Мне этот проект нравится прежде всего тем, что он живой, у него есть свое уникальное настроение.
Ельцин-центр сразу отказался от идеи использовать медиафасад в рекламных целях. Сейчас на нем появляются актуальные сюжеты: например, изображение горящей свечи, посвященное погибшим в катастрофе ТУ-154, или специальная праздничная программа к 8 Марта.
— Часто медиафасад является одним из немногих вариантов освещения стеклянных зданий. Приятно, когда эта технология используется не в коммерческих целях, а исключительно в эстетических. Этот контент довольно необычный и разнообразный. Выглядит современно — по мне, это лучший проект освещения в Екатеринбурге! Хотя мне кажется, что можно было бы больше национального колорита добавить.
Ельцин-центр — единственный объект в Екатеринбурге, который правильно использует все технические возможности медиафасада. Единственное, над чем стоит подумать, — его мощность в ночное время.
— Я бы не рекомендовала использовать в ночное время полную мощность системы освещения и насыщенные, яркие сцены. Объект расположен на панораме набережной Екатеринбурга, на которую открывается вид из многих жилых домов с противоположной стороны реки.
Световое шоу на фасаде «Исети» впервые заработало в 2015 г. Авторы проекта, работавшие над медиафасадами Олимпиады-2008 в Пекине, придумали для нее 12 динамических вариантов. Самое интересное в башне — это ее 12-метровая стальная корона, которую сделала китайская компания «Юанда» (занималась фасадом «Исети», а также знаменитым стадионом «Птичье гнездо» в Пекине). В корону встроено мощное светодиодное освещение (всего 3396 вертикально расположенных светодиодных ламп). По замыслу авторов, ее цвет должен подчеркивать, что башню строили уральские медники.
На башне можно увидеть абстрактные сценарии, например, ниспадающие изображения в виде дождя, фирменную косичку УГМК, спирали, георгиевскую ленту, флаг России… Не так давно на короне установили зенитные прожекторы, чтобы привлечь еще больше внимания к башне. В результате в ночное время Ельцин-центр и «Исеть» теперь спорят, кто из них главнее.
— В вечернем ансамбле набережной Екатеринбурга мы видим, что, когда на башне «Исеть» используется сценарий с разряженным белым светом, световой доминантой выступает Ельцин-центр, а медиафасад «Исети» его дополняет. То есть происходит искусственное смещение световых акцентов, несмотря на высотную доминантность. Когда же на «Исети» запускаются более активные цветодинамические сценарии, она вновь возвращает себе доминирующую позицию.
Для того чтобы взаимосвязанно управлять этими эффектами, нужно создать единый сценарий подсветки зданий «Екатеринбург-Сити». Сделать это реально, говорят эксперты: все системы подсветки управляемые.
Еще одна проблема «Исети» — скорость световых сцен. Лампочки мигают слишком быстро и бессмысленно.
— Я часто наблюдаю башню в городском пространстве в разное время суток. Когда световая графика несется с невообразимой скоростью в 6 утра или даже раньше, это вообще не поддается объяснению. Для кого такие скорости, что этим хотят сказать авторы? Нужно понимать, что световой контент взаимосвязан с ритмом города, со средой, сменой времен года и т.д. На мой взгляд, сейчас не хватает смысла или, если угодно, светодизайна.
— Это довольно заметная высотная доминанта города и ее освещение привлекает внимание. Сценарий на видео мне показался весьма активным, что со временем может утомлять и раздражать горожан, проживающих или часто бывающих рядом. Возможно, есть смысл оставить такой вариант освещения только для выходных и праздников или включать его в конце каждого часа на 10 минут, а в остальное время использовать более спокойный, статичный сценарий.
«Исеть» соревнуется в ночное время суток не только с Ельцин-центром, но и с «Высоцким». «Башня активно разгоняет облака своими высокоскоростными сценами, а «Высоцкий» как бы ей отвечает перемигиванием световых точек», — говорит Наталья Копцева.
Для оформления «Высоцкого» использованы горизонтальные светодиодные ленты, которые дают насыщенный холодный белый свет. Чтобы придать фасаду большую динамичность, авторы проекта добавили два световых пояса, состоящих из разряженных управляемых модулей-пикселей.
— Насколько обоснованной была установка двух световых поясов бегущих, мерцающих световых модулей — сложно сказать. Лично для меня загадка, что хотел этим сказать автор. Но полагаю, что мы уже настолько привыкли к такому решению, что оно уже не вызывает особых споров. Если мы обратимся, например, к европейским аналогам, то там, как правило, светодизайнеры стараются обосновать использование практически каждой световой точки. И именно такие световые структуры наиболее органично вписываются в городскую среду, не вызывая диссонанса.
По мнению Сергея Сизого, световые пояса больше похожи на елочную гирлянду, поэтому от них все же лучше отказаться.
— Статичные элементы фасада выглядят логично и подчеркивают структуру здания. Однако динамика, напоминающая елочную гирлянду, на верхних этажах выглядит неким китчем. Все-таки подобные решения хороши для новогодних праздников, но не каждый день. По моему мнению, этому зданию не хватило цвета в качестве акцента, например, синего. И еще можно было подчеркнуть высоту здания, использовав световые вертикали.
Екатерина Песеукова, напротив, считает, что белый цвет подсветки оправдан, поскольку на светоцветовой панораме нет конкурирующих объектов. При этом она согласилась с экспертами, что динамические акценты в случае с «Высоцким» выразительности не несут.
— Статический белый свет придает ощущение открытости и чистоты, создает впечатление солидности, подчеркивает его статус. Белый цвет не вызывает напряжения у наблюдателей и жителей окружающей жилой застройки. Динамические акценты, на мой взгляд, не несут архитектурной выразительности, а созданы для эмоционального эффекта и повышения социальной активности в вечернее время.
Здание Оперного театра подсвечивается с помощью управляемой системы освещения, в которой задействованы прожекторы, торшеры и светодиодные светильники RGB. Они позволяют создавать до 65 млн цветовых оттенков.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; ekamag. Фото: Наталья Копцева; curious-ir.livejournal.com; kvata.ru; архив 66.ru