Тайная вечеря, которая прошла в здании городской администрации, стала ответом на открытое письмо в адрес высших областных и городских чиновников, подписанное почти сотней архитекторов Екатеринбурга. В письме говорится, что в августе 2016 г. в Союзе архитекторов почти единогласно был отвергнут вариант постройки православного сооружения на водной глади. Однако мнение профессиональной общественности заказчиками этого проекта, судя по всему, не принято во внимание.
«Учитывая сложившуюся ситуацию вокруг строительства такого значимого для всех жителей города сооружения, просим вас инициировать открытое публичное обсуждение с привлечением профессиональной архитектурной общественности по вопросу поиска оптимального места размещения этого объекта с учетом контекста городской среды, а также мнений жителей города. Строительство важного для Екатеринбурга храма должно являться актом, консолидирующим общество, учитывающим интересы как жителей города, так и профессионального архитектурного сообщества и крупного бизнеса».
Архитекторы написали, что «наиболее приемлемым местом для такого обсуждения могла бы послужить площадка Архитектурно-градостроительного совета города Екатеринбурга, проведение которого должно быть в обязательном порядке организовано в открытом режиме». Однако просьба их была услышана лишь наполовину: собрали их действительно в круглом зале под главными городскими часами, однако пускали на мероприятие исключительно по списку.
Тем не менее большинство участников встречи, во-первых, отметили, что обсуждение было конструктивным, а во-вторых — что они все-таки надеются на продолжение диалога. Точку поставить не удалось, но в кулуарах городской администрации говорят, что все будет запротоколировано и доведено до сведения Областного градостроительного совета.
Фото: 66.RU |
---|
Областной градостроительный совет, напомним, принял относительно храма на воде вот такое решение, зафиксированное в протоколе. Половина текста резолюции, как мы видим, посвящена «рабочей группе по строительству храма», от которой по большому счету и зависит его дальнейшая судьба. |
Позже автор эскизов храма на воде Михаил Голобородский предложил «рабочей группе по строительству храма» три варианта размещения здания в бухте рядом со стрелкой городского пруда: прямо, боком и полубоком. Губернатор тогда прокомментировал это таким образом.
— Самое главное, сейчас мы принимаем решение сохранить вариант размещения храма в бухте — между берегом реки Исеть и стрелкой полуострова. Рабочей группе необходимо предоставить окончательный вариант проекта на Градсовет для последующего рассмотрения.
Впрочем, сегодня нашлись участники этой рабочей группы, которые и не ведали, что они в ней состоят.
— Я недавно с удивлением узнал, что я, оказывается, тоже член этой рабочей группы. Но меня никто ни на какие собрания не приглашал и мнения моего не спрашивал. Хотя я попытался бы объяснить суть всего происходящего. Городу триста лет, храм Святой Екатерины на нынешней площади Труда много лет был его символом наряду с заводом. Взорвали храм, взорвали завод, город остался без исторических символов. Так сейчас святое дело эту церковь восстановить! Она была изящной, высокой и стройной. Место для нее есть. Такая площадь, которая хранит историю архитектуры, есть далеко не во всех городах: здесь собраны все наши стили, включая конструктивизм. То есть всё окружение есть, а самого ядра в виде церкви нет. Зачем же строить новую церковь Святой Екатерины в каком бы то ни было новом месте? Ведь это замена и подмена истории.
Главное, что архитекторы пытались донести до благотворителей (а на закрытой встрече присутствовали и Станислав Придвижкин из УГМК, и Владимир Пузанков из РМК), — храм необходим городу, но пруд не менее важен. Такой маленький пруд для такого большого города — слишком большая ценность с градостроительной точки зрения. «По сути это даже не пруд, а ванна», говорили градостроители.
— Благотворители, возможно, считают, что вот эта кучка архитекторов, которая сегодня собралась, — это и есть те, кто против. А мнение горожан — да кто его знает? Так вот нет, мы ведь общаемся не только в профессиональном кругу, но и с другими людьми. Из моих друзей мне только ленивый не сказал, какая это ужасная затея. Хотя нет, был один парень, автослесарь, который похвалил ее. Он сказал: «Красивенько!» Но я бы предпочел не ориентироваться на его мнение.
На встрече была довольно жаркая дискуссия — в рамках, дозволенных протоколом, конечно, потому что протокольная съемка велась без перерывов, и где-то в архиве городской администрации, наверное, можно увидеть эту запись. Но большинство архитекторов по сути и так говорили то же самое, что уже высказывали ранее. С тех пор, как всплыла затея поставить храм на поверхности воды, свое отношение к ней переменили буквально единицы: кто-то — чтобы не ссориться с заказчиками, кто-то в силу других причин.
— В конце дискуссии, длившейся больше двух часов, господин Белышев (заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования, — прим. ред.) сказал: «Продолжение следует». На этом все разошлись, но подозрение, что все так и закончится этим разговором, осталось.
Услышат ли мнение профессионального сообщества в ООО «Храм святой Екатерины»? Уверен, что уже услышали. До 300-летия Екатеринбурга, к которому приурочено строительство, еще есть время подумать и прийти к компромиссу. Будет ли на самом деле продолжен диалог, как уверил Алексей Белышев? Ответить на этот вопрос могут лишь несколько человек. Надеюсь, они нас читают.