Помните, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иван Грозный пил водку у изобретателя Шурика?
— Хoрoмы-тo тесные! — оценил он, оглядывая кухню.
— Да уж, конечно, не царские палаты! — робко отшутился Шурик.
— Да уж, конечно! — искренне принял шутку царь и расхохотался.
Сегодня, вопреки обычаю, мы попробовали представить в современной кухне героев не одного, а сразу нескольких фильмов. Здесь у нас не только Иван Васильевич с Шуриком, но и слесарь Афоня, и курортные любовники Вася Кузякин и Раиса Захаровна.
Напомним, в спецпроекте «Киноквартира» мы сравниваем современные новостройки с тем, как жили герои полюбившихся нам с детства отечественных фильмов. Мы уже побывали в квартирах Нади Шевелевой и Жени Лукашина из фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Посмотрели вместе с Юрием Деточкиным на современные паркинги. Попытались улучшить жилищные условия с помощью маклера Эдуарда Бубукина из комедии «По семейным обстоятельствам». А также представили героев Юрия Никулина и Светланы Светличной не в гостинице «Атлантика», а в относительно новом для Екатеринбурга виде жилья — апартаментах.
В этой публикации из серии «Киноквартира» мы остановимся на одном-единственном аспекте советского быта — кухне. Это сейчас она может стать самым дорогим во всей квартире помещением по части оснащения мебелью и бытовой техникой. У советских людей кухни были весьма и весьма аскетичны по современным меркам. Ни посудомоек, ни микроволновок тогда не было, а типовые гарнитуры были все на одно лицо.
Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Мосфильм», 1973 год |
---|
Это, к примеру, кухня в квартире Шурика. Типовые шкафчики, типовой холодильник с типовыми полками, рассчитанными на типовую посуду. |
Какими бы аккуратными ни были кухни в советских квартирах, по эстетике внешнего вида они ни в какое сравнение не шли с теми возможностями, которые предоставляет современный интерьерный дизайн. А если по сценарию требовалось подчеркнуть бесхозность и запущенность квартиры, где обитает главный герой, то работы предстояло не так много.
Фото: кадр из фильма «Афоня», «Мосфильм», 1975 г. |
---|
В фильме «Афоня» кухня главного героя представляла удручающее зрелище. В том числе потому что была холостяцкой. |
В наши дни обустроить кухню — это целая история. Которая стоит отдельных усилий и денег. В интернете за последние несколько лет появилась масса ценной информации и советов, вошел в моду фэншуй, да и просто появилась возможность сделать на своей кухне все так, как удобно одному, конкретному человеку — ее владельцу.
В Екатеринбурге, как правило, кухни, как и все остальные помещения в квартирах, сдаются с отделкой под чистовую. «На вкус и цвет товарища нет», — аргументируют такое решение застройщики. Впрочем, всем известен стандарт «Атомстройкомплекса», который предполагает чистовую отделку всех помещений в новостройках. В частности, на кухне предусмотрены обои под покраску на стенах и потолке, на полу — ламинат, подготовлены водопроводные и канализационный выходы, есть все розетки — просто завози мебель и подключай технику.
Теперь можно разобрать детали. Раньше роль «фартука» выполняла керамическая плитка 15×15 см, сейчас все чаще используют цельную панель с водоотталкивающим покрытием.
Фото: кадр из фильма «Любовь и голуби», «Мосфильм», 1984 г. |
---|
«Фартуки» из керамической плитки были настолько распространенным явлением, что в фильме «Любовь и голуби» так был устроен даже рукомойник в доме у Васи и Нади Кузякиных. |
Чего не было в советских кухнях — так это встроенной техники. В то время как сегодня она появляется все чаще. Основное — это плита. Современные хозяйки предпочитают разделить духовку и варочную поверхность, потому что тогда можно установить духовой шкаф на таком уровне, чтобы не приходилось ему кланяться.
Фото: кадр из фильма «Афоня», «Мосфильм», 1975 г. |
---|
Особого внимания заслуживает мойка. В советских квартирах она была типовая. Даже финская мойка, которую установил одной из соседок влюбленный в нее Афоня, принципиально мало отличалась от других. |
В современных новостройках застройщики не устанавливают даже раковины. Но в жилом комплексе «Гольфстрим» для будущих жильцов кухня станет первым полностью обустроенным помещением. Помимо чистовой отделки в трехкомнатных квартирах второй очереди застройщик установил кухонные гарнитуры с мойками, встроенными духовыми шкафами и заранее продуманными местами под встраиваемую бытовую технику.
Кухнями Lorena оборудовали сразу 14 новеньких квартиры в жилом комплексе, который сдается уже этим летом. Что важно — квартиры при этом не стали дороже.
Интересно, что в советских фильмах кухня редко выполняла роль места посиделок, где собиралась вся семья. Однако все мы знаем, что фактически так оно зачастую и было. Но — неофициально. Именно на кухнях росло диссидентское движение, именно здесь назревала необходимость перестройки. Официальная доктрина в это время говорила о том, что все семейные мероприятия проводятся в гостиной, за большим столом.
Фото: кадр из фильма «Любовь и голуби», «Мосфильм», 1984 г. |
---|
Вот такие раздаточные окна — первые попытки каким-нибудь нестандартным образом объединить кухню с гостиной. Еще не на уровне проекта, а на уровне «самодельном». |
Сегодня статус кухни как одного из главных мест в доме стал вполне официальным. Здесь — еда. Здесь — очаг. Здесь — телевизор. В кухне собираются все близкие, строят планы, угощаются кулинарными шедеврами. И именно на кухню приходится львиная доля сил, потраченных на обустройство квартиры. Это место должно быть одновременно ярким, уютным и функциональным. Даже — многофункциональным.
Самое главное — что это решение помогает новоселам в одной из главных задач. Именно сидя на новой кухне, можно будет за чашкой чая планировать, как обустроить квартиру дальше. Эта часть квартиры уже станет отправной точкой для всего дальнейшего дизайна. Может вдохновить на самые интересные, самые смелые оформительские решения. Это позволяет быстрее почувствовать новую квартиру своей.
Что же касается Ивана Васильевича Грозного — конечно, это не царские палаты. Но вполне просторные современные хоромы, где кухни зачастую объединены с гостиной. А какими им быть — функциональными или царскими — уже решать новоселам.
В публикации использованы кадры из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» («Мосфильм», 1973), «Афоня» («Мосфильм», 1975) и «Любовь и голуби» («Мосфильм», 1984)