«Киноквартира» — это новый проект Портала 66.ru, в котором мы сравниваем современные новостройки с тем, как жили герои полюбившихся нам с детства отечественных фильмов. В прошлый раз мы побывали в квартирах Нади Шевелевой и Жени Лукашина из фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Посмотрели, как у них там все устроено, на 3-й улице Строителей, 25, и сравнили с тем, как все устроено в наших, екатеринбургских новостройках. А сегодня мы разберем еще один рязановский фильм на предмет сравнения советской и современной культуры хранения автомобиля.
Сколько крылатых фраз из фильма «Берегись автомобиля» вы сможете назвать с ходу? «Это нога — у того, у кого надо нога», «Свободу Юрию Деточкину!», «Тебя посодют, а ты не воруй»? А прекрасные своей лаконичностью папанинские «Положь птичку» и «Не трожь собачку» вспомните? В 1966 году, когда фильм наконец-то вышел на широкие экраны, его посмотрели 29 млн зрителей, и на цитаты он разлетелся моментально.
Кино про застенчивого страхового агента, угоняющего у жуликов «Волги», продающего их, а деньги перечисляющего в детские дома, до сих пор входит в списки самых любимых фильмов наших соотечественников. Хотя, как пишет режиссер Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги», фильм мог бы вообще не состояться в том виде, в каком мы его знаем.
«Редакторам Кинокомитета сценарий не понравился. Нам говорили: вообще-то сценарий интересный, но зачем Деточкин ворует автомобили? Гораздо лучше, если бы он просто приходил в ОБХСС и сообщал, что, мол, такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы. Такой сюжетный поворот был бы действительно смешон и интересен. И потом, объясняли нам, в сценарии полная путаница с Деточкиным. Он положительный герой или отрицательный? С одной стороны он жулик, с другой стороны он честный. Непонятно, что с ним делать, посадить в тюрьму или не посадить? Короче, сценарий вызывал недоумение и недовольство».
Да уж, смешная получилась бы комедия, если бы вместо угонов Робин Гуд XX века Деточкин просто занимался бы кляузничеством! Сердца многих поколений телезрителей точно не были бы заняты этим фильмом. Ну и нам бы он не подошел для сегодняшнего материала.
На примере нескольких кадров из «Берегись автомобиля» мы сегодня покажем, как изменилась культура владения машиной за эти полвека.
Глядя на эти кадры, кажется уместным сравнить уровень автомобилизации Москвы 50-летней давности и Екатеринбурга сегодняшнего. Глобальная проблема, вытекающая из такой горячей народной любви к железным коням, одна: днем все эти машины едут в центр, а ночью хранятся где-то в спальных районах. Конечно, в современном мире полно исключений, но они мало влияют на общую обстановку. Чтобы убедиться в этом, достаточно в рабочий полдень прогуляться по главным улицам Екатеринбурга, а ближе к полуночи приехать на Ботанику.
Что 50 лет назад, что раньше — автомобили надо было где-то хранить. Со временем стали появляться подземные паркинги, которые уже не располагали к общению с владельцами соседних боксов. Вот кооперативный гараж — другое дело. Единое дело (строительство гаражного комплекса) могло как сплотить коллектив, так и заставить членов ГСК разругаться в хлам (но это уже сюжет фильма «Гараж», конечно).
Безопасность — это главная задача, которую решает наличие парковочного места. Сейчас все парковки, как правило, охраняются. Будь то обычная наземная, асфальтированная и разлинованная площадка или, тем более, подземный паркинг, — все оснащено охраной и видеонаблюдением.
Соотношение стоимости автомобиля и места для его хранения не сильно изменилось за 50 лет. Две эти цены сопоставимы друг с другом, с одной лишь разницей: в Советском Союзе автомобиль и гараж можно было не купить, а получить — равно как и квартиру. В наши дни покупка парковочного места у горожан болтается где-то в хвосте списка приоритетов. На первом месте — квартира и автомобиль. Человек берет ипотеку, и первые несколько лет у него нет возможности купить паркинг. Но потом инфляция превращает ипотечные платежи в очень незначительные суммы относительно зарплаты, и такая возможность появляется. Тем более что многие застройщики находят способ предоставить покупателям паркингов беспроцентные рассрочки.
Конечно, были гаражи, которые находились и прямо во дворе. Но чаще они располагались на пустырях, полосах отчуждения железной дороги или вдоль заборов предприятий. Прибавьте к этому скудное, а зачастую попросту отсутствующее освещение плюс современную криминогенную обстановку — и вам уже не захочется хранить автомобиль так далеко от дома.
Сегодняшние паркинги стараются размещать в непосредственной близости от места проживания. Идеальный вариант — под домом, куда можно спуститься на лифте со своего этажа. Подземный паркинг — это вообще решение, проверенное временем. И несмотря на немаленькую себестоимость, все больше автовладельцев выбирают именно этот вариант.
Культура владения автомобилем и хранения его меняется. Юрию Деточкину пришлось бы изрядно попотеть, если бы он захотел угнать автомобиль в XXI веке. Современные паркинги оснащены сложной системой контроля доступа. Это шлагбаумы, считыватели магнитных карт и домофонные системы вызова охраны. Чтобы температура в паркинге не опускалась ниже нуля, предусмотрены автоматические ворота. Внутри за автомобилями собственников следит служба охраны и система видеонаблюдения. При строительстве устанавливаются современные противопожарные системы, которые включают в себя огнеупорные ворота, специальные датчики, реагирующие на температуру, и вентиляционные системы.
Конечно, очень не хватает финансовых инструментов наподобие ипотеки, которые позволяли бы горожанам покупать парковочные места без больших финансовых нагрузок для семейного бюджета. Но спрос на машино-места растет так стремительно, что застройщики просто вынуждены ему соответствовать. Все больше жителей города борются с гоп-парковками и «чудаками», оставляющими свои машины на газонах и детских площадках. И все больше автовладельцев задумывается о приобретении парковочного места. А спрос, как известно, рождает предложение.
Фото: кадры из фильма «Берегись автомобиля»; фото Сергея Логинова с жилого комплекса «Атомстройкомплекса» «Балтийский» (на ул. Вонсовского); а также фото Дмитрия Горчакова из архива 66.ru