Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вячеслав Трапезников: «Вы хотите, чтобы жилье строили только три компании?»

29 января 2014, 09:00
Вячеслав Трапезников: «Вы хотите, чтобы жилье строили только три компании?»
Фото: Ирина Баженова; архив 66.ru
Этот текст — реакция строительного сообщества на заявление городских лендлордов о том, что проблем с вводом жилья не будет. Они всегда готовы поделиться землей под застройку. Но это будет земля лишь в одном месте.

Мы опубликовали материал «Большие прикроют маленьких» во время январских каникул, и он стал бомбой замедленного действия для профессионалов рынка. Крупнейшие компании, имеющие большие запасы земли, выразили готовность обсуждать совместные проекты с остальными участниками строительного рынка.

По традиции, чаяния этого сообщества транслирует исполнительный директор крупнейшего в Екатеринбурге СРО в этой отрасли — Гильдии строителей Урала. Эту колонку он написал специально для Портала 66.ru.

Вячеслав Трапезников: «Вы хотите, чтобы жилье строили только три компании?»

Можно найти множество нечестных оправданий тому, что в прошлом году на торги под жилищное строительство силами МУГИСО выставлено всего 8 га земли, а планы на этот год даже под страхом смерти не обнародуются. Я много оправданий слушал от представителей МУГИСО. Они не более честные, чем те аргументы, которые озвучены в материале «Большие прикроют маленьких».

Вы нашли в городе две компании, у которых все хорошо (УГМК и «Форум-групп», — прим. ред). Обе они купили в свое время колхозные земли и по мере сил пытаются освоить их. Этим компаниям аукционы действительно, прямо скажем, не нужны. Более того — вредны. Ибо если публичный монополист — государство — фактически уходит с этого рынка, то цена их ресурса растет до небес. Они сами становятся главными монополистами. И вы серьезно считаете, что их мнение показательно? Вы действительно хотите, чтобы жилье в городе сдавали три компании? Или четыре? Да даже пять — это уже запредельный уровень монополизации.

Комментарий и позиция «Атомстройкомплекса», кстати, стократно доказывают мою правоту. Вот вам компания, которой не хватило колхоза. И все эксперименты с Березовским и Среднеуральском — это уж точно не от хорошей жизни и свободного доступа к земле. А совсем даже наоборот.

Ни один маркетмейкер не может сравниться по объему земельного банка с объемом той самой неразграниченной земли. 38 процентов от всей территории — совсем не хило. Хотя цифра и не показательна — нужно вычесть из нее дороги, парки и прочее фактически освоенное пространство. И все равно останутся десятки тысяч гектаров, собственника которых можно считать монополистом для этого рынка — и де-факто, и де-юре. И этот монополист, имея в руках такой ресурс для реализации и воплощения не только градостроительной, но еще и социальной, а главное — экономической политики на территории конкретного города, фактически останавливает эту работу. Как оправдать подобное?

Как можно при планке в 100 гектаров в год, к которой город только-только подошел вплотную и которая покрывает лишь самые минимальные потребности рынка, выставить на торги всего 8 гектаров? Да, переходный период, я все понимаю, но при этом вопреки всем нормам (областным же!) они заявляют, что на этих восьми гектарах можно построить 250 тысяч м2 жилья!

При всех моментах, которые принято считать спорными, у команды Чернецкого было одно очень важное достижение — создание конкурентного рынка застройщиков. Это я вам говорю как участник этого рынка. Уверен, что было искушение и была возможность зачистить поле. Оставить 4–5 компаний, каждая из которых была бы лично обязана своим существованием отцам города, со всеми вытекающими последствиями.

Но вы же знаете, что количество компаний в городе, которые регулярно, а не по случаю сдают жилье, составляет более четырех десятков. Что это значит? Это называется конкуренция. Свободный доступ к ресурсам, в том числе земельным. Благодаря системе, которая была создана раньше, при том же Крицком. Это множество банков, вовлеченных в стройку. Множество ипотек, выданных ими. Ценовая и качественная конкуренция, в конце концов. Средние компании сдавали и сдают до 70 процентов жилой и нежилой недвижимости в городе. Это, конечно, не умаляет достижений мейджоров, но, тем не менее, рынок создают не они, а именно середняки.

И теперь МУГИСО якобы готово взять на себя огромный пласт этой работы — подготовку земли к аукциону. Не будучи в состоянии при этом даже скопировать ее. Поэтому желают забрать себе специалистов из мэрии, а не получив их, охотно «делят полномочия» с городской администрацией, оставляя себе контроль только над денежным потоком.

И вот вы пишете, что лендлорды Екатеринбурга готовы пустить на свои земли строителей. Раз уж не хватает земли под застройку. А вы готовы к тому, что новое жилье будет появляться не по всему району, а на двух-трех участках, некогда бывших совхозами?

Фото: Ирина Баженова; архив 66.ru