За несколько месяцев спецпроекта мы с фотографом Игорем научились быстро находить стройки. У возводимых объектов обычно нет точного адреса. Договорившись по телефону со строителями, мы, как правило, едем в лучшем случае «на пересечение улиц». И ориентируемся по башенным кранам, наугад пробираясь к ним через перепаханные техникой дороги.
В этот раз нас вели звук и вибрации. Чем ближе к стройке — тем ощутимее содрогается земля под ногами. В общем, берегите уши. Мы отправляемся забивать в грунт бетонные сваи.
Как-то так вышло, что мы пропустили этот этап. За время проекта побывали сразу на двух объектах в стадии закладки фундамента. Но ни на том, ни на другом сваебойную машину в действии не видели.
Потому сверх плана поехали на пересечение улиц Пехотинцев и Бебеля.
Здесь возведут две жилые высотки. А сейчас сооружают основу будущего фундамента: вколачивают в грунт двенадцати- и восьмиметровые бетонные сваи.
Из жерла котлована над землей возвышается молот сваебойной машины. Его многотонные усилия при каждом ударе отзываются на поверхности — примыкающие к площадке бетонные плиты ощутимо подпрыгивают при каждом ударе.
На дне котлована — трое: машинист, его помощник и человек, что-то записывающий на листе бумаги. Это наш сегодняшний проводник, прораб Андрей Меньшиков.
Для стартового инструктажа Андрей отвел нас в строну от котлована и коротко объяснил фронт работ.
— Сваи держат весь фундамент, обеспечивают несущую способность. Где-то получается обойтись без них. Но вот на этом конкретном объекте грунт таков, что надо забивать. Сначала происходят геологические изыскания. Тут геологи уже определили глубину залегания скалы. И мы на основании проекта забиваем пробные сваи — чтобы точно установить их необходимую длину и перейти уже к массовой забивке.
Всего на площадке планируют вколотить в землю больше 800 свай. По словам нашего проводника, жителям окрестных домов придется потерпеть до 15 ноября.
— Мы, конечно же, все понимаем. Работы шумные. Стараемся выполнить их как можно быстрее. Но здесь грунт очень сложный. Не то что, например, на Хрустальногорской, где свая бежит-бежит — и быстро упирается в скалу. А тут по 900–1200 ударов в среднем приходится на каждую. По 20–30 минут на сваю тратим. Это много.
Скала, в которую должны упереться основы будущего фундамента, по площадке идет неравномерно. В одном конце котлована она залегает ощутимо ниже, чем в другом. Потому бьют сваи разной длины. Там, где прочное основание ниже, вколачивают двенадцатиметровые. Там, где выше, — восьмиметровые. Но и это еще не константа. Над землей уже забитые бетонные столбы возвышаются на разном уровне. Позже их обрежут — чтобы длина оставшихся над поверхностью земли опор четко соответствовала проекту. А точную информацию о том, на каких участках и на какую глубину уходят сваи, строители передадут проектировщикам. Чтобы потом, когда начнется забивка всего поля, экономить время и в каждом конкретном случае использовать сваю нужной длины.
|
---|
Для этого процесс пробной забивки контролируют. Пока машинист сваебойной машины вместе с помощником вгоняют бетонные опоры в грунт, прораб стоит рядом и фиксирует в специальном бланке: сколько ударов молота пришлось на каждый метр, а ближе к финалу — на каждый дециметр погружающейся под землю сваи. И так до тех пор, пока свая не «встанет на отказ». |
Свая уперлась в скалу. Машина затихла. А над площадкой повисли клубы дыма.
|
---|
Дымит деревянная прокладка между молотом и сваей. |
Воспользовавшись паузой, перекидываемся парой слов с машинистом громоздкого механизма.
Бросается в глаза сложная панель управления в кабине. Здесь все куда сложнее, чем, например, в погрузчике или даже в башенном кране. Потому за рычаги в этот раз я даже не прошусь. Сразу понятно, что у меня ничего не выйдет.
— Конечно сложно. А ты как хотел? Но с опытом осваиваешься и управляешься легко. Она же сама все делает: поднимает сваю, закрепляет под молотом, ставит на точку, ну и забивает. Сейчас покажем все по порядку.
Перерыв закончен. Машина отправляется к лежащим на земле сваям. И действительно все делает сама, автономно, без особой помощи людей или дополнительных агрегатов.
Но помощник все равно нужен. Он, например, цепляет строп к очередной свае и следит за тем, чтобы в землю она заходила ровно: без сильных отклонений в стороны. |
За час, проведенный в котловане, мы с фотографом с непривычки слегка оглохли. В ушах тихонько, но назойливо звенело целый день. Как люди проводят на площадке рядом с машиной недели, с восьми до восьми, не очень понятно. Но сами они на проблемы со слухом не жалуются.
Прокричав «До свидания!» нашим экскурсоводам, уезжаем, чтобы вернуться в привычный график и продолжить планомерное путешествие по городским стройкам — до самого момента ввода в эксплуатацию готового дома.
Фото и видео: Игорь Черепанов для 66.ru