Лондонский архитектор является консультантом по застройке жилого массива площадью 25 га на берегу Исети. В Екатеринбург он приехал, чтобы познакомиться с разными концепциями застройки и их авторами.
Говорят, в Великобритании Джон известен своим трепетным отношением к старинным зданиям и массой дельных предложений, как сохранить их, максимально органично вписав в быстро меняющийся пейзаж современного города. Так что и первый наш вопрос ему был именно на эту тему.
— Где, по вашему мнению, та тонкая грань, после которой старинные здания можно сносить как не имеющие ценности?
— Все это зависит от городской власти. Самое большое значение имеет то, насколько она знает архитектурную историю города, а также насколько она заинтересована в сохранении этой истории. В Англии есть практика, когда городская администрация обращается к горожанам для составления списка исторических зданий, представляющих ценность. Список обсуждается на публичных слушаниях, и потом конкретные решения принимают, уже опираясь на него.
К сожалению, у городских властей часто не хватает ни времени, ни средств на сбор и подготовку подобной информации. Но всегда есть группа активистов, которые составляют такие списки и вносят их на рассмотрение органу местного самоуправления, а он уже принимает либо не принимает этот список. А если список принят, то он уже является нормативным документом.
— У нас весной был громкий скандал из-за того, что снесли старинное здание «Пассажа». Оказалось, что для многих горожан оно было ценным.
— Знаете, такие вещи творятся повсеместно, даже в Англии. Правда, зная о вашей истории с «Пассажем», могу сказать, что у нас публичные слушания обычно проходят до того, как принимается решение о сносе здания. Во всем остальном — типичная история.
— А как вам вообще архитектура Екатеринбурга? Комплексно он развивается или точечно?
— Вчера поздно вечером, после всех рабочих встреч я прогулялся по вашему городу. Мне очень понравились многие современные здания, а особенно впечатлило, как вы сохраняете красивые старинные фасады, в то время как все вокруг приобретает современный вид. Например, торговый центр «Европа». Это в принципе очень интересная находка, хороший способ сохранить ценные с исторической точки зрения здания и элементы. И такой ход дает понять, что город развивается очень быстро.
— Екатеринбург считается самым компактным миллионником в России, городом, который растет вверх, не расползаясь особо по территории. Как вы считаете, это хорошая тенденция?
— Это очень круто. Жизнь в городе-миллионнике имеет ряд преимуществ, это все равно что приключения каждый день. Чем больше город, тем больше он позволяет организовать социальных связей, групп общения и так далее. Такие добрососедские отношения между горожанами. Но чтобы они не разрушились, нужно поддерживать плотность населения и строительства. Как только горожане начнут разъезжаться в разные концы расширяющегося города, социальные связи будут рушиться. Чем дальше вы будете друг от друга территориально, тем они будут слабее. Перестанут полноценно существовать кафе, магазины, уменьшатся налоги. Не стоит придерживаться этой тенденции.
— Какие проблемы Екатеринбурга бросаются в глаза вам как специалисту из-за границы?
— Очевидно, что в городе очень остро стоит вопрос отсутствия парковок. И вообще доминирование машин над людьми. Автомобилисты агрессивны по отношению к пешеходам. Вам необходимо уделять внимание разграничиванию этих потоков. Один из способов — строительство больших жилых комплексов, где приоритет будет у пешеходного движения.
Меня пригласили в Екатеринбург для консультаций по одному из таких проектов. 25 Га земли, рядом река, парк. Здесь можно обустроить просто идеальный комфорт не только для жителей этого комплекса, но и для остальных горожан. Есть возможность спланировать застройку таким образом, чтобы сделать среду обитания более дружелюбной по отношению к людям, нежели к машинам. При этом не принижая интересов ни тех, ни других. Более четко, чем у вас принято, разграничить пешеходную и парковочную территории, выделить больше места для пешеходов. Вариантов масса.
Фото Анатолия Ефремова.