В восьмом пакете европейских санкций против России эксперты отметили новый подход: устройство санкционных ограничений со стороны Евросоюза стало ближе к американскому. Об этом пишет РБК.
ЕС расширил категории лиц, которые могут попасть под санкции. Ранее в эти категории входили те, кто, с точки зрения Евросоюза, прямо или опосредованно связан с нарушением «территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины». Например, лица, получающие выгоду от действий по дестабилизации Украины; компании, работающие в секторах, которые обеспечивают существенные доходы российскому правительству, ответственному за дестабилизацию на Украине и т. д.
Теперь под ограничения могут попасть физические или юридические лица, структуры и организации, «способствующие нарушениям запрета на обход ограничений», которые ввели нормативными актами объединения.
Это значит, что компании или граждане из любых стран могут попасть в санкционный список ЕС за помощь российским лицам в обходе европейских ограничений. Например, это может быть поставка оборудования, которое ЕС запретил экспортировать в Россию, или участие в переводе на неевропейскую структуру активов, которые должны быть заморожены в ЕС.
Управляющий партнер брюссельской консалтинговой фирмы EuTradeDefense Томаш Влостовски считает, что это разворот на 180 градусов для ЕС, «который до недавнего времени жаловался на экстерриториальное применение властями США санкций по отношению к неамериканским лицам».
«ЕС приближается к вторичным санкциям», — отметил бывший координатор по санкциям Госдепартамента США Дэниел Фрид.
Минфин США может вводить «вторичные» санкции против неамериканских граждан и организаций за содействие российским лицам, находящимся в американских санкционных списках. Одна угроза таких ограничений часто действует как сдерживающий фактор для иностранных структур.
Кроме того, Минторг США контролирует экспорт в Россию из третьих стран, если продукт американского происхождения, содержит минимальную долю американских компонентов (10–25%) или полностью произведен в других странах на американском оборудовании. Для поставки таких товаров нужно получать американскую лицензию. Если же поставлять продукты будут в обход регулятора США, то поставщику грозит преследование по законам Соединенных Штатов.
Концептуально близко к этому решение ЕС в сфере металлургии. Исходя из новых ограничений, стальное эмбарго в отношении России распространяется на продукты «переработки третьих стран», в которых используется российская продукция черной металлургии, запрещенная к импорту в Евросоюз. В качестве примера Томаш Влостовски приводит то, что китайский или турецкий продукт из стали российского происхождения не попадет на рынок Евросоюза.
Однако в то же время ЕС предусмотрел довольно длительные переходные периоды, в течение которых ввоз таких товаров из третьих стран будет возможен: