Причины протеста
Стихийные митинги в Казахстане начались 2 января. Жители Мангистауской области возмутились ростом цен на газ, который используют для заправки транспорта: с 60 тенге за литр топливо подорожало до 120 тенге (с 10,2 до 20,56 рубля). Демонстранты вышли на улицы и потребовали вернуть прежнюю стоимость. В Актау — областном центре — в первый день на акцию протеста собрались 16 тысяч человек.
За пару дней к митингам присоединилось еще несколько городов. Основные волнения происходят на западе Казахстана — в Жанаозене и Атырау. Это основной район добычи нефти в стране. Также акции проходят в Караганде, Уральске, Актобе, Таразе и Алма-Ате.
Развитие конфликта
Власти пытались усмирить протест силами полиции, но люди начали вступать в конфликты с силовиками. В Актау, с которого начались демонстрации, толпа, например, попыталась взять штурмом администрацию Мангистауской области. В итоге власти перебросили в Актау военную технику, а недовольные горожане устроили погоню за армейскими грузовиками.
Бронетехнику отправили и в Алма-Ату, где протестующие избили полицейского и разгромили машины правоохранителей. Ответной мерой со стороны властей стало применение светошумовых гранат.
Всего же в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате задержали более 200 человек. МВД Казахстана передает также о том, что пострадали 95 полицейских и повреждены 37 служебных машин. По факту хулиганства и нападения на представителей власти уже начато 13 досудебных расследований.
Реакция властей
На третий день протестов правительство Казахстана пошло на уступки и пообещало снизить цену на газ в Мангистауской области до 50 тенге за литр (8, 66 рубля). К демонстрантам в Актау приехал вице-премьер страны Ералы Тугжанов и министр энергетики Магзум Мирзагалием. Они пообещали, что участников протестов не привлекут к ответственности.
Но люди отказались прекращать акции и попросили встречи с президентом страны, развернув на главной площади города палаточный городок. Кроме того, протестующие потребовали, чтобы Нурсултан Назарбаев вообще ушел из политики.
К этому времени в городах, где проходили акции протеста, уже ограничили работу мобильного интернета и доступ к мессенджерам.
А что сейчас?
4 января президент Казахстана обратился к гражданам и заявил, что власть не падет. «Дорогие соотечественники, вновь обращаюсь к вам, проявите благоразумие и не поддавайтесь на провокации изнутри и извне, эйфории митинговщины и вседозволенности. Призывы атаковать помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым может последовать наказание», — заявил действующий глава страны Касым-Жомарт Токаев.
Следом Токаев отправил в отставку правительство и провел ротацию в администрации и Комитете национальной безопасности Казахстана. Исполняющим обязанности премьера назначили первого вицепремьера Алихана Смаилова, первым заместителем председателя КНБ Казахстана стал бывший замглавы Агентства Казахстана по противодействию коррупции Мурат Нуртлеу. Государственным секретарем назначили Ерлана Карина, который был помощником президента.
Также глава государства подписал указы о введении чрезвычайного положения в Алма-Ате и Мангистауской области, которые будут действовать до 19 января. Согласно им, на время режима ЧП действуют:
- ограничение на въезд в Мангистаускую область и Алма-Ату и выезд из них;
- ограничение свободы передвижения;
- организация проверки удостоверений личности физических лиц, личного досмотра и досмотра транспортных средств;
- запрет на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также их временное изъятие у физлиц;
- особый режим оборота лекарственных и наркотических средств, психотропных веществ алкоголя;
- запрет на забастовки;
- запрет на проведение мирных собраний и массовых мероприятий;
- усиление охраны общественного порядка.
Впрочем, и эти меры оказались не по душе протестующим. Утром 5 января митингующие вновь вернулись в центр Алма-Аты. В город введены войска и слышны взрывы светошумовых гранат.
А в Ахтобе полицейские отказались задерживать митингующих. Демонстранты поддержали их аплодисментами и одобрительными возгласами.