Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Техас и Грецию пришли морозы и снегопады. Глобальное потепление отменяется?

18 февраля 2021, 20:01
Четыре миллиона жителей Среднего Запада и Юга США остались без электричества из-за снежной бури. В домах лопаются трубы, которые не приспособлены для работы при низких температурах. Снег накрыл Грецию, а в Сочи, где едва зацвели тюльпаны, выпало 2,5 месячной нормы осадков. Однако морозы вовсе не значат, что глобальное потепление отступило, объясняет ученый Константин Грибанов.

В феврале 2021 года в Техасе случилось немыслимое — выпал снег. «Я родилась и выросла в Техасе, и до сих пор не видела подобного. Мы лишились водоснабжения и электричества. Мой муж и другие электрики сейчас в аврале. Мы признательны за ваши молитвы», — написала местная жительница.

В середине недели снегом завалило Грецию. По словам метеорологов, такая погода продержится в стране еще несколько дней. Многие районы остались без света, дороги занесло снегом. Ситуация настолько тяжелая, что власти прервали вакцинацию.

В южных областях России тоже снегопад. В Сочи без электричества остались больше 10,5 тыс. человек. Снег прервал сообщение с несколькими селами.

Снегопады в южных широтах вызвали дискуссии о климате. Одни считают их предвестниками грядущего апокалипсиса, другие — свидетельством того, что глобального потепления не существует.

Старший научный сотрудник лаборатории физики климата и окружающей среды Константин Грибанов говорит, что морозы, которые приходят на смену жаре — это свидетельство хаотизации погоды и парникового эффекта. Как это работает, ученый объяснял еще в 2016 году, но его знания актуальны и сейчас.

— Наша общая и главная цель — спрогнозировать изменение климата на планете. Мы ведем исследования в Арктике, потому что самые серьезные и неприятные изменения, которые влечет за собой глобальное потепление, ожидаются именно там. А для нашей страны это опаснее, чем для всех остальных. Города вроде Ханты-Мансийска, Салехарда и Норильска стоят на вечной мерзлоте, все здания там строят на 10-метровых сваях. Между грунтом и фундаментом оставляют свободное пространство, чтобы мерзлота не прогревалась и не таяла. А на Ямале мне рассказывали о еще более современной технологии — там каждая свая сама по себе является холодильником и при потеплении замораживает грунт вокруг себя, чтобы здание не перекосило.

Изначально мы в лаборатории, которая тогда называлась «лаборатория глобальной экологии и спутникового мониторинга», занимались исключительно дистанционным зондированием Земли со спутников, чтобы определять содержание парниковых газов в атмосфере. Затем выиграли мегагрант и подключились к большому проекту по климатическому моделированию, который возглавляет известный французский ученый Жён Жузель. Объект нашего исследования — изотопологи воды. Мы построили три станции наблюдения за изотопным составом водяного пара в воздухе и на двух из них анализируем изотопный состав дождя и снега.

Исчезновение ледника Кералик в Южной Гренландии. Слева — 1993 год, справа 2018-й.

По сути, мы пытаемся составить некую картину будущего. Есть целая межгосударственная группа экспертов по изменению климата — МГЭИК (или IPCC), в которой специалисты оценивают вероятные сценарии будущего поведения человечества для того, чтобы получить вводные для климатической модели. Факторов — масса, например, рост числа автомобилей или лесные пожары. [С 2006-го по 2016-й] только за счет сжигания топлива в атмосферу было выброшено 10 гигатонн углерода! Частично его поглощает океан — примерно 2,6 гигатонны, еще около 3 гигатонн забирают растения. Остается еще почти 4,5 гигатонны, которые накапливаются в атмосфере. Если бы был баланс того, что мы сжигаем и что природа в состоянии переварить, у нас бы все было хорошо. Но для этого объемы выбросов углерода нужно сократить примерно в два раза. Тогда у нас хотя бы было больше времени на то, чтобы придумать, как сохранить планету и не выгореть совсем.

Если мы продолжим вести себя так же, как сейчас, то до крупных неприятностей осталось еще лет 100. Но никто не хочет ничего менять, потому что основной поток углекислого газа в атмосферу идет от того, что всем так нравится: от автомобилей. Каждый человек, отказавшись от поездки на машине, вносит вклад в увеличение времени, которое нам осталось. Мощность всех бегающих по планете автомобилей примерно в 10 раз больше мощностей всех электростанций. И если мы захотим разом пересадить всех на электромобили, придется удесятерить производство электроэнергии, но не тепловыми электростанциями, а ветряными, атомными, солнечными. Но и это не панацея — такие станции выделяют тепло, которое через ряд механизмов также приводит к выбросам парниковых газов или сокращению их стока.

В Техас и Грецию пришли морозы и снегопады. Глобальное потепление отменяется?
Фото: архив 66.RU

Так таяла снежная шапка горы Килиманджаро.

Самый страшный факт: углерода в земной коре достаточно, чтобы создать такую же атмосферу, как на Венере. А на Венере парниковый эффект разогнался до того, что на поверхности достигнута температура плавления свинца. Так что мы вполне себе здесь можем организовать Венеру. А это условия, несовместимые с жизнью вообще.

Хорошее сравнение можно привести с кастрюлей, в которой кипит вода. Если открытую кастрюлю с кипящей водой прикрыть крышкой, то она закипит интенсивнее. А крышка — это и есть те самые парниковые газы в атмосфере. Усилившееся же кипение можно сравнить с большей хаотизацией погоды: когда она скачет от невыносимой жары к сильным холодам.

В Джефферсон-сити, Миссури начале февраля было +12, сейчас — -8.

Если быть честным, то нет у нас пока никакой информации о том, что с нами будет в случае таяния всех льдов на планете. Запасов льда на планете столько, что если вдруг он весь растает, уровень Мирового океана поднимется на 70 метров. И понять, кого в этом случае затопит, легко: берете данные топографии и запрашиваете информацию по всем областям, которые ниже 70 метров. Но такой сценарий маловероятен, потому что это очень далекий прогноз и есть другие варианты развития. Например, если Гольфстрим изменит свое течение, несмотря на глобальное потепление, в северных широтах Евразии, вероятно, наступит похолодание.

Климатические величины — это не сегодняшняя погода, это долговременные усредненные величины, средние показатели за 10 лет и больше. Поэтому о климате нельзя судить, глядя на погоду за окном.

Полную версию интервью с Константином Грибановым читайте здесь.