Наш соотечественник Леонид Енов живет и работает в Германии. Из их карантина он делится наблюдениями за обстановкой в стране и настроениями бизнеса.
— Я внимательно слежу за тем, что происходит в России. Россия идет точь-в-точь по итальянскому пути.
В Германии в частности и в Европе в целом все социальные выплаты и компенсации четко привязаны к твоей ведомости. В ней отражается зарплата, которую тебе выплачивают, налоги, которые с нее удерживаются.
И в соответствии с этим получаешь послабления и компенсации.
Более того, власти смотрят, в каком состоянии находится компания. И если оно удовлетворительное, а сотрудники удаленно продолжают работать, то им помощь никакая не требуется. А те, кто в зоне риска (отельеры, парикмахеры), — могут рассчитывать на компенсации.
Здесь все делается на основании поданных ранее деклараций и уплаченных налогов.
Проблема же Италии, особенно южной, в том, что там люди получают зарплаты в конвертах, привыкли жить в мире кэша, уход от налогов — вообще национальный спорт. И сейчас они получают мизерные деньги от государства, отсюда — катастрофа.
В Германии народ дисциплинированный, и сейчас ни у кого нет паники «На что жить дальше». Все более-менее что-то получают. Специалисты ушли в «Инстаграм» и Youtube: из онлайна оказывают услуги, занимаются консалтингом, сохраняют свою аудиторию таким образом.
Еще что важно в Германии: объявлен именно карантин.
В соответствии с этим включается механизм компенсаций — государственных. Уже пошли послабления: налоговые декларации разрешили сдавать осенью, хотя время — сейчас. Там можно будет указать убытки, которые они понесли, и получить послабление по налогам.
Выделено 100 млрд евро для тех, кто после карантина захочет переквалифицироваться или открыть какой-то стартап — доступ к ним облегчат.
Но это потому, что объявлен карантин и государство берет на себя все эти вопросы.
Например, я сделал тест на коронавирус совершенно бесплатно. Здесь и так медстраховка хоть и дорогая, но много чего покрывает. Но даже на этом фоне я не испытал каких-то проблем со сдачей анализа и получил результат на следующий день.
Вообще, после выступления Ангелы Меркель, когда она объявила карантин и сказала, что государство обо всем позаботится, паника прекратилась моментально. Есть определенные карантинные правила, их все соблюдают — все всё понимают: больше двух не собираться, сидеть дома в основном, в маленькие магазины больше двух не заходить, в больших магазинах — держать дистанцию.
Хватит ли на всех денег в бюджете — и на мигрантов, и на безработных?
Про мигрантов тема вообще довольно раздутая. Да, есть проблема, но она не критичная. Что до финансов, то Германия — единственная страна с профицитным бюджетом, самая крупная экономика Евросоюза, основной донор ЕС, денег тут достаточно.
Но если надо — займут.
Хотя вопрос «денег нет» стоит в Италии и Франции, а не в Германии. Вот там все будет плохо. Но, думаю, и там социальные обязательства будут выполнены. Потому что экономика устроена так, что все на людях завязано.
Здесь деньги производят люди
Поэтому людей стараются беречь и не раздражать.