«Как вы смеете?»
Выступление Греты Тунберг в ООН на саммите по изменению климата вызвало большой общественный резонанс: шестнадцатилетняя девчушка несколько раз спросила мировых лидеров «Как вы смеете?», обвинила их в предательстве будущих поколений и назвала свой доклад «Мы будем следить за вами».
Грета Тунберг, экоактивистка:
— Это все неправильно, я должна быть сейчас в школе, но вы приходите к нам, молодым людям, за надеждой, как вы смеете? Вы украли мечты моего детства своими пустыми заявлениями, но я еще счастливчик — другие люди страдают и умирают из-за экологического коллапса, начинается вымирание видов. И все вы говорите о деньгах и сказках вечного экономического роста. Как вы смеете?
Несколько раз Грета срывала голос, едва не начиная плакать, а зал встречал ее слова аплодисментами.
«Я как будто умираю внутри, если не протестую»
Грета Тунберг прославилась на весь мир благодаря тому, что в 2018 году начала каждую пятницу протестовать у шведского парламента с плакатом с надписью «Школьная забастовка за климат». Она призывала к незамедлительным действиям по борьбе с изменением климата в соответствии с парижским соглашением по климату. Через какое-то время она стала приходить на протест каждый день, ее заметили, про нее стали писать в соцсетях, а затем и в СМИ.
Школьники со всего мира последовали ее примеру и стали выходить на митинги против изменения климата: например, 20 сентября миллионы учеников в разных странах вышли на акции Fridays for Future («Пятницы ради будущего»).
Сама Грета говорила: «Я как будто умираю внутри, если не протестую». Она узнала о проблемах изменения климата в 8 лет, в 11 впала в депрессию, перестала есть и разговаривать. Девушке поставили диагнозы — синдром Аспергера (нарушение психического развития с серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий), обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм (неспособность разговаривать в специфических социальных ситуациях).
Грета убедила родителей (мать — оперная певица, отец — актер) стать, как и она сама, веганами и отказаться летать на самолетах, потому что они оставляют слишком большой углеродный след. Девушка предпочитает передвигаться на поездах, а в США на саммит ООН добиралась на парусной яхте, любезно предоставленной принцем Монако Пьером Казираги.
Грета Тунберг уже несколько раз встречалась с генсеком ООН Антониу Гутерришем, посетила Давосский форум, где заявила: «Я не хочу, чтобы вы надеялись на лучшее. Я хочу, чтобы вы запаниковали».
Также она выступала в Европейском социально-экономическом комитете и перед 25 тысячами людей в Берлине, читала лекцию на TEDx Talks, отчитала представителей Европейского парламента в Страсбурге «за три срочных саммита из-за Брексита и ноль срочных саммитов из-за разрушения климата и окружающей среды».
Грету признали женщиной 2018 года в Швеции, выдвинули на Нобелевскую премию мира, журнал Time включил ее в список 25 наиболее влиятельных подростков, а потом назвал одним из 100 наиболее влиятельных людей 2019 года.
«Я всего лишь посланник»
Грета утверждает, что пишет свои речи сама, но иногда консультируется с учеными для внесения ясности в сложную терминологию, отрицает сотрудничество с кем-то. Политики и журналисты неоднократно пытались обвинить ее в том, что ее кто-то продвигает, подвергали сомнению компетентность 15-летнего ребенка без развитого критического мышления публично судить о преступлениях против человечности.
Люди также отмечают, что мнение человека, не имеющего даже среднего образования, не содержит никакой ценности; но точно есть люди, которые заметили Грету и вытащили ее в свет, преследуя какие-то свои цели. Что она — ребенок, который вещает истину в образе мученика и пророка, и этим точно попользовались люди из большой политики.
Просто потому что не может подросток за год заставить всех мировых лидеров слушать себя, добиться такого признания и выступать на таких крупных мероприятиях мирового масштаба, как Давосский форум или саммит ООН.
Сама Грета на нападки отвечает: «Я всего лишь посланник, но вся ненависть обращена на меня. Я не говорю ничего нового, я просто повторяю то, о чем ученые говорят на протяжении десятилетий. Я согласна с вами: мне слишком мало лет, чтобы этим заниматься. Но поскольку никто ничего не делает и наше будущее находится под угрозой, мы чувствуем необходимость продолжать».