Трехлетний Максим Кузьмин, получивший в США имя Макс Алан Шатто, и его двухлетний брат Кирилл (Кристофер Элвин Шатто) были усыновлены из Псковского детского дома в октябре 2012 года.
Максим погиб 21 января в доме приемных родителей. По информации МИДа РФ, на теле мальчика медики нашли многочисленные следы побоев. Также установлено, что усыновители регулярно давали малышу сильнодействующее антипсихотическое средство «Риспердал», обычно применяемое для лечения шизофрении у взрослых.
Основной подозреваемой в деле стала приемная мать мальчика — Лаура Шатто. Женщина заключена под стражу, однако ей разрешают видеться со вторым сыном раз в неделю, пишет «Российская газета».
Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов заявил, что пока неизвестно, страдал ли погибший ребенок шизофренией и с какой целью ему давали сильнодействующие таблетки. Однако Следственный комитет РФ уже начал доследственную проверку по данному факту.
— Я только что разговаривал со Следственным комитетом. Они принимают решение провести проверку и, возможно, если есть основания, возбудить уголовное дело. Я надеюсь, что это произойдет, так как это тот редкий случай, когда месячный срок для возбуждения уголовного дела еще не прошел. Учитывая предыдущий опыт, может так получиться, что в России возбудят уголовное дело скорее, чем в Америке. При этом у нас есть соглашение о сотрудничестве в области уголовного права с США. В его рамках мы можем выдвигать свои предложения и собирать свои доказательства. Нужно добиваться расследования и привлечения виновной к ответственности.
С 1 января 2013 года в России действует так называемый «закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Закон стал частью ответных мер на принятие в США «акта Магнитского», вводящего санкции в отношении ряда российских чиновников.
Авторы российского закона о запрете усыновления подчеркивали, что в США за последние 20 лет погибли 19 усыновленных в России детей, а американские власти не оказывают РФ содействие в расследовании подобных случаев.