Это была суровая Мурманская область, а те, кто там был (Овчинников, Трушников, Козлов, Шаталов) стали позже основателями off-road клубов. Прошло порядка 30 лет с той легендарной гонки, сеть клубов заметно разрослась. Все больше людей знают, что перед тем, как лезть в большое болото, нужно как минимум спустить давление в колесах. А еще лучше сначала подумать, сможешь ли оттуда выбраться.
Евгений Шаталов — один из тех, кто начинал официальное трофи-движение в России, — сейчас практически все время проводят в путешествиях. Наш разговор с ним проходил по телефону поздно вечером — Евгений возвращался домой после полуторамесячного отсутствия. К концу марта он успел посетить Байкал, БАМ, Полюс Холода и принять участие в большой арктической экспедиции по Якутии.
Евгений, я могу сказать, кем вы были раньше — основателем Челябинского клуба 4×4, организатором легендарной «Захи». Как вы сейчас представляете себя незнакомым людям?
Я профессиональный путешественник, блогер, организатор экспедиций и приключений по всему миру. Я не занимаюсь путешествиями для себя. Для меня это работа. Моя задача сделать так, чтобы люди, которые едут со мной, получали удовольствие.
Я ребенок и мечтатель. Люблю разрабатывать новые проекты, они захватывают меня полностью.
Знаю много путешественников скажем так «старой школы», не все они смогли перестроиться под течение времени и стать еще и параллельно успешными блогерами, рассказывая о своих путешествиях миру. Как вам это удалось?
Я путешествую всю жизнь. Фильмы о наших проектах мы начали снимать несколько лет назад. Это было не столько желанием соответствовать духу времени, сколько ответом на запрос людей, которые хотят путешествовать, но не знают, что их ждет, если они, к примеру, поедут с нами. Мы начали снимать сюжеты о том, как попасть в путешествие, как вести себя в той или иной ситуации, и в целом старались рассказать, что может ждать впереди. Все наши фильмы — это про открытия.
Про открытия? Сейчас крайне трудно найти неизвестные места и нетоптаные дороги — достаточно включить GPS-навигатор и, по сути, маршрут готов
Я же не говорю про географические открытия. Про открытие жизни, открытие себя в контексте экспедиции. Безусловно, можно скачать мобильное приложение Maps.Me, написать слово «достопримечательность» и тут же на экране появится миллион синих точек в качестве цели. В нашем случае достижение какой-то географической точки на карте — не сама цель. Моя цель — создать такой проект, чтобы человек почувствовал после финиша личный рост, мог сказать: «Я это сделал!». Скажу так: мы создаем победителей.
У каждого человека все-таки свой порог возможностей. Не все могут ползти в горы, сплавляться по горным рекам, ехать в дальние экспедиции…
Если человек не может что-то сделать один, то подключается команда. Взять хотя бы одну из наших недавних поездок «Байкал — БАМ (110 км зимник)». Сначала мы шли по льду Байкала, все было прекрасно. Но потом люди попали в ситуацию, в которой редко кто из них раньше оказывался. Мы прошли по достаточно сложному маршруту (наклонные наледи, «рубилово», каменные дороги). В предпоследний день отстала одна машина, и я остался ее ждать. В одиночку он никогда бы не смог преодолеть эту наледь, но мы шли командой. И одна из главных ценностей проекта Red Off-road — это team spirit, командный дух. Взаимопомощь. Взаимовыручка. То, что было в знаменитом Camel Trophy. Да, если возможности у человека невысокие, то в группе мы сила. И мы командой сможем все преодолеть.
Я все-таки выскажу свое несогласие с данной мыслью. Не обладаю такой верой в людей — не бросят, не оставят. Как и я сама в критической ситуации не могу похвастаться адекватностью — могу вспылить и начать всеми командовать
Согласен, мои слова для многих могут показаться странными. Но у нас это получается 21 раз в году. И многое в данном случае зависит от меня как руководителя проекта.
Вы сказали, что в своих видео рассказываете, как правильно путешествовать. Разве путешествие может в принципе подчиняться каким-то правилам и нормам?
Во всем есть система. Да, путешествовать можно по-разному. Нельзя сказать, что кто-то делает это правильно, а кто-то — нет. У каждого свой выбор, маршрут, уровень сложности, автомобиль. Все систематизировать нельзя. Но есть определенные принципы: безопасности, отношений внутри команды, экологичности… Ты не будешь выбрасывать мусор, а заберешь его с собой. Будешь уважать правила, обычаи народов, на территорию которых въезжаешь. Из этих принципов все и состоит. Важное значение в любой поездке имеет экипировка. Она должна отвечать как требованиям страны, на территории которой проходит наша поездка, так и просто быть удобной и функциональной. Сейчас популярна (и не зря) одежда из софтшел — штаны и куртки. Обязательно берите дождевики (могу порекомендовать российского производителя Dragonfly, их мотодождевики не зря считаются одними из лучших), побольше кепок (иногда незаметно теряются) и теплые шапки. Последние не занимают много места, но выручат вас в трудную холодную минуту. В поездке точно пригодится гермоснаряжение. Рекомендую всю одежду хранить в одной общей гермосумке (например, вот такой DF Multi XXL, Blue, 120л). Телефоны и другие гаджеты также поместить в специальный чехол (еще из примеров Гермоупаковка DF K-1 с окошком BLUE).
Когда любимое дело становится работой, источником заработка, оно со временем перестает приносить удовольствие. Да, все делаешь быстро, правильно, профессионально, но уже как-то без души и чувств. Вы с таким не сталкивались?
У меня был момент выгорания год назад — перестал получать удовольствие от проектов. Поняв это, изменил свое отношение. В любом деле нужно ставить перед собой цель. Если относиться ко всему только как к процессу, то со временем можно достигнуть точки выгорания. Но когда есть цель получения определенного результата, когда получаешь удовольствие не от того, что ты видишь, а от того, как меняются люди рядом с тобой, то все становится на свои места. Цель — это завершение процесса и получение за это денег.
Какие характеристики цели? Цель всегда для меня обладает двумя параметрами. Она должна быть измерима как в цифрах, так и во временном промежутке. Целью не может быть мир во всем мире. Или всеобщее счастье. Цель, к примеру, это когда «я хочу похудеть за 1 год на 5 кг».
Я апеллирую разными категориями в своих проектах. Первое — это мечта. То, что формирует действие. Затем цель — одна из стадий реализации этой мечты. И третье — счастье: когда уровень твоих притязаний равен твоим возможностям. Если не чувствуешь себя счастливым, надо снизить уровень притязаний или поднять возможности. Регулированием этих трех параметров — мечта, цель, счастье — можно сделать проект успешным. Когда говорю, что я организатор путешествий, то говорю не о маршруте. Маршрут — это всего лишь последовательность точек. Я могу сделать классный маршрут в любой точке мира за один вечер. Но маршрут — это еще не продукт, потому что в нем нет эмоций.
Какие у вас планы на ближайшее время?
Наши планы сильно отличаются от первоначальных. Сейчас в нашем проекте работает несколько человек, мы стремимся сделать несколько одновременно действующих по России проектов. Плюс наша задача сейчас привлечь не только тех людей, что путешествуют на своих автомобилях, но и тех, кто хочет путешествовать на нашем парке внедорожников.
Новое направление, которое начали развивать в прошлом году, — это организация путешествий в автоспорте. Я был координатором подобного проекта на международном ралли «Шелковый путь» (проехали вслед за участниками гонки по красивейшим местам Сибири и Алтая). Затем мы делали великолепнейший проект «Сталинград Тревел» в Волгоградской области в рамках чемпионата России по ралли-рейдам Баха «Сталинград».
Еще одно новое направление — это обучение через путешествие. Например, во время экспедиции люди будут приобретать навыки оказания первой медицинской помощи, получая после данного курса документы об обучении и другие полезные навыки. В географическом плане — это Монголия, Казахстан, Памир. Раскачиваем Урал (Пермский край, Свердловская область), любимая Башкирия. Направлением следующего года будет Арктика — Архангельская область, Мурманская. Якутия — одно из стратегических направлений.
Я понимаю, что вас тянет на север. Но что может затащить туда неопытных туристов?
Что для тебя значит «неопытный»?
Наверно, тот, кто из дома редко выезжает и тут вдруг собрался на север. Или его «потолок» — двухдневный поход на близлежащее озеро.
Есть такая известная методика обучения, как погружение (думаю, многих так в детстве научили плавать, или, как пример, когда человек идет в армию). Во всех этих случаях человек вынужден мобилизовывать себя, адаптироваться, учиться быть быстрым и эффективным в своей новой среде. Человек, который принял решение поехать в подобную поездку, сделал важный шаг — принял решение. Это уже полдела. Дальше в дело вступают технологии — научиться. Наша поездка на север не будет мега сложной, не нужно будет рубиться по тайге в неизвестном направлении среди белых медведей. Это все-таки будет путешествие начального уровня. Задача на первый раз простая: почувствовать холод, научиться работать с этим холодом, правильно себя вести, эксплуатировать технику, преодолевать снежное бездорожье, избегать неправильных ситуаций. Когда человек учится — он растет. Когда человек растет, он становится победителем. Если ты сейчас не знаешь, то через 10 минут узнаешь. А через 20 получишь навык.
Каким вы видите внутренний туризм сейчас в нашей стране, чего ему не хватает и куда бы рекомендовали поехать?
С туризмом у нас, как часто бывает у женщин — «нечего надеть». В России же «некуда ехать». Туризмом сейчас занимаются все, количество людей, которые сейчас занимаются авторскими турами, гораздо больше людей, которые хотят и могут отдыхать. Туризм развивается, это хорошо видно на примере Кавказа, того же Дагестана. Еще несколько лет назад слова «туризм» и «Дагестан» были антагонистами. Сейчас все в Дагестане начали заниматься туризмом, и я опасаюсь, что в ближайшее время там все пойдет по крымско-абхазскому сценарию: ноль сервиса, а на туриста смотрят только как на источник денег. Уже пытаются делать монополию на каких-то моментах (например, в Гамсутль ты уже не можешь проехать на своей машине, возят только на автомобилях местных). Уверен, что все-таки дагестанцам получится сохранить национальное чувство гостеприимства, гордость за свою этнографию.
Туризм развивается во многих регионах России — не везде хорошо, но каждый регион сейчас старается показать себя. Есть места, крутые туристические бренды еще с советских времен, в которых концентрация авторских туров и компаний огромна — Кавказ, Сочи, Крым, Алтай, Байкал, Золотое кольцо, Москва, Санкт-Петербург.
Вторая линия развития туризма, — то, что только начинает набирать обороты: Дагестан, Чечня, Карелия, Кольский полуостров, Башкирия.
Дальше идут регионы, которые только начинают развиваться. В них есть большой потенциал, но развиваться им крайне сложно. Урал, Вологодская область, Чувашия, Средний Дон. Я сам недавно открыл для себя Средний Дон, и сейчас в моей коллекции это один из самых лучших проектов. Я считаю, что внутреннему туризму есть куда развиваться, главное — правильно это делать.
Текст: Галина Кошелева
Фото: Red Off-Road