Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов

23 сентября 2024, 18:00
Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Медийная футбольная лига (МФЛ), где участвуют команды, составленные из бывших футболистов, блогеров, стримеров и других селебрити, — самый популярный непрофессиональный турнир в стране. Он собирает на трибунах десятки тысяч болельщиков. Узнаваемости добавили известные основатели клубов: к сожалению, не так давно ушедший из жизни комментатор Василий Уткин («Эгриси»), комик Азамат Мусагалиев (ФК «10») и рэпер Баста (СКА). Этим летом на Урале появилась первая и пока единственная медийная команда — «СиндЕкат». Как она устроена — в материале 66.RU.

Летом финал любительского футбольного турнира собрал на «ВЭБ Арене» 27 472 зрителей. Матч стал седьмым по посещаемости в истории стадиона и установил рекорд с момента введения Fan ID. А за онлайн-трансляцией следили еще 5,6 млн человек.

Впечатляют и другие цифры: у двух самых успешных клубов Медиалиги — 2Drots и «Амкала» — 3,6 и 2,8 млн подписчиков в YouTube. Охват гораздо больше, чем у «Зенита» (680 тыс.) и «Спартака» (392 тыс.).

Статус любителей не мешает командам обыгрывать профессионалов. В прошлом году 2Drots, а в этом «Амкал», прошли три раунда в Кубке России, по пути выбив клубы Второй лиги.

Неудивительно, что интерес к этому явлению вышел за пределы столичных регионов.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«СиндЕкат»

Идейные вдохновители «СиндЕката» — легенды «Урала» Артем Фидлер, Анатолий Герк, а также Андрей Семенов — совладелец крупнейшего дорожного подрядчика региона ГУДСР. Он же финансирует команду. Предприниматель сам много лет играет в футбол. В 2000-х годах он создал команду «Ёбург», которая даже выигрывала чемпионат мира в Бразилии среди ветеранов.

Вечер. Поле академии на Уралмаше. Тренировка. Общаемся с Андреем Семеновым, которого здесь между собой называют Mr President.

— Как возник «СиндЕкат»?

— Медиафутбол с каждым днем становится все популярнее и популярнее. Однажды собрались с друзьями, обсудили: почему бы не создать команду? Екатеринбург — современный город с богатыми традициями, а медиафутбола до сих пор не было.

— Зачем смотреть Медиалигу?

— У меня сначала была та же мысль. А потом я понял, что это другой вид спорта. Каждая игра — праздник и шоу. Хорошая картинка, живые эмоции, классный комментарий.

Помимо футболистов участвуют медийные личности. А они привлекают новую аудиторию, которая до этого футболом совсем не интересовалась. Молодежи интересна не только игра, но и то, что вокруг нее. Здесь все открыто и доступно. Каждый может напрямую пообщаться с футболистом.

Плюс — более динамичные правила.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Правила в Медиафутбольной лиге действительно революционные.

  • Матч состоит из двух таймов по 25 минут чистого времени.
  • Разрешены обратные замены.
  • Каждая команда может запросить «красный мяч», когда взятие ворот засчитывается за два гола.
  • В случае ничьей назначается серия буллиталити (смешение пенальти и буллитов).
  • Есть квоты для профессиональных футболистов.
  • Судья в микрофон на весь стадион объясняет свои решения.

Медиа

МФЛ, в отличие РПЛ, лига открытая и публичная. Игроки находятся на виду и за пределами поля. Околофутбол привлекает болельщиков не меньше, чем футбол. Поэтому медиаклубы уделяют много внимания раскрутке в соцсетях и выпускают оригинальный контент. Челленджи, влоги, реалити-шоу становятся едва ли не важнее самой игры.

Владелец «СиндЕката» Андрей Семенов не раскрывает бюджет, но признается, что содержание команды обходится дорого.

По экспертным оценкам, на создание и содержание команды требуется около 50 млн рублей в год:

  • В среднем футболист Медиалиги зарабатывает 100 тыс. рублей в месяц. «Звезды» — больше. Например, Роман Павлюченко столько получал за один матч. В целом на оплату труда в месяц уходит 2,5 млн рублей.
  • Примерно столько же клуб тратит на съемки контента и продвижение в соцсетях. Причем это не только зарплаты операторам и монтажерам, но и аренда площадок. Так, изготовление одного ролика может стоить миллион рублей.
  • Другие статьи расходов: аренда тренировочных баз, перелеты, проживание в отелях, экипировка и инвентарь.

В будущем босс команды рассчитывает на доходы, которые хотя бы перекроют часть затрат.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Деньги в медиафутбол вкладывают в основном букмекерские конторы: клубы постоянно производят контент, куда можно интегрировать рекламу. Но возраст зрителя растет, поэтому скоро в Медиалигу придут банки, автомобильные бренды и маркетплейсы.

Классической модели монетизации будут придерживаться и в «СиндЕкате». Владелец говорит, что ведет переговоры с известными банками. Задача — раскрутиться в медийном плане, прокачать соцсети.

«Игроки известные, ожидаем большие просмотры. А для продвижения рекламного продукта у нас много площадок», — делится бизнес-планом Андрей Семенов.

Футбол

Каждая команда сама устанавливает баланс между спортивной и медийной составляющей. Похоже, в «СиндЕкате» ползунок смещен в сторону футбола. Хорошо выглядеть в кадре — да, но быстро бежать и сильно бить — ценится сильнее.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Костяк команды — ностальгическая банда «Урала» образца 2010-х годов — Артем Фидлер, Олег Шатов, Анатолий Герк, Адесойе Ойеволе. Вокруг них собрались другие спортсмены, лидеры хоккейного «Автомобилиста» Анатолий Голышев и футзальной «ВИЗ-Синары» Сергей Абрамов, а также «селебрити» — боец кулачных боев Гаджи «Автомат» и, возможно, певец Олег Майами. Кроме того, состав пополнился молодыми ребятами из первенства Свердловской области, перечисляет Андрей Семенов.

— Понимаете мотивацию команды?

— У нас есть несколько молодых перспективных парней, кто не смог попасть в профессиональный клуб. Для них это возможность привлечь внимание селекционеров, заявить о себе.

— Как проходит неделя перед матчем? — задаю последний вопрос владельцу и отпускаю его на тренировку.

— В понедельник релакс, восстановительные процедуры после предыдущей игры. Обычно сауна или бассейн. Вторник — легкая втягивающая тренировка. Среда и четверг — обычные рабочие тренировки, пятница — предыгровая. Накануне матча — вылет в Москву, где сейчас проходят матчи.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Тренировки — только по вечерам. У некоторых игроков есть другая работа. У многих из них — в структуре футбольного клуба «Урал». Например, Артем Фидлер, несколько лет назад завершивший профессиональную карьеру, сейчас трудится начальником команды. «Ответственный за безответственность — так и напишите», — шутит он.

Другой звездный футболист «СиндЕката» — Чисамба Лунгу. Он единственный в истории чемпионатов России обладатель Кубка африканских наций, а сейчас тренирует детей в академии.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как удалось его подписать? — спрашиваю у Артема Фидлера.

— Паспорт у него забрали, вот и все.

На самом деле после окончания карьеры Лунгу приехал работать тренером в маленький любительский клуб Геленджика. Об этом узнал президент «Урала» Григорий Иванов и взял своего любимчика к себе.

— Ради чего такому известному футболисту, как ты, в этом участвовать — после основной работы приезжать сюда, бегать?

Тут Артем Фидлер становится гораздо серьезнее.

— Знаешь…

Он делает паузу в несколько секунд.

— У нас большой регион. Моя задача — своим примером подтолкнуть молодых ребят к занятию футболом. У нас для них все двери открыты. Летом, например, в академии проходил отбор в команду. Пришло больше трехсот человек. Несколько человек взяли. Сейчас тренируются с нами. Возможно, кто-то из них — будущий игрок РПЛ.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В двух десятках метров от нас разминается Андрей Шпилев — тренер вратарей «Урала» и автор популярного блога на «Спортсе». Он вместе с молодыми голкиперами занял четверть футбольного поля и отрабатывает перехваты после навесов с фланга. Тут же его дети, которые бегают за мячом, когда тот далеко улетает.

Зачем тебе Медиалига? — задаю тот же вопрос Андрею Шпилеву.

— Во-первых, это команда моего родного города. Команда моих хороших друзей и близких приятелей.

Во-вторых, у меня есть мотивация проверить свои силы на уровне Медиалиги. Я хочу добиться тех высот, которых не удалось достичь в профессиональной карьере. И проверить, на что я способен. Одно дело наблюдать за футболом с бровки, а другое — снова окунуться в то состояние, когда нужно готовиться к матчам и выходить на поле.

Получается, смысл в том, чтобы поддержать друзей и удовлетворить спортивные амбиции.

Полные стадионы и миллионы болельщиков в сети. Как футболисты-любители стали популярнее топовых клубов
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Тренировка продолжается почти час. После разминки начинается двусторонка. Ребята разбились на две команды и отрабатывают комбинации — домашние заготовки для следующих московских игр.

А вообще цель «СиндЕката» — принять на «Екатеринбург Арене» или стадионе «Уралмаш» топовые клубы медиафутбола вроде 2Drots, «Амкала», «Родины Медиа» или Fight Nights. Григорий Иванов вроде даже пообещал этому посодействовать.

— А ты знаешь, что Григорий Викторович заявлен за нашу команду? — спрашивает Артем Фидлер.

Нет. Кем?

— Игроком. Он нападающий, девятый номер. Мы его никому не отдаем. Он и форму получил. Напишите, что мы ждем его на игре.