Страну, которая будет принимать ЧМ-2022, выбирали 12 лет назад. Уже тогда в СМИ появилась информация о том, что получить право на проведение мундиаля Катару помогал лично бывший президент Франции Николя Саркози. Якобы взамен он взял с эмира обещание, что тот купит «Пари Сен-Жермен» — любимый футбольный клуб Саркози. За неделю до голосования одного из его участников — титулованного футболиста Мишеля Платини — вызвал Саркози и непрозрачно намекнул на необходимость победы Катара. Часть судейской коллегии в последний момент проголосовала за Катар, а не за США. И действительно, французский клуб вскоре перешел к катарским акционерам.
В ФИФА (Международная федерация футбола) потом начали проверку. Доказать напрямую факт взятки не удалось. Но стало известно о причастности многих лиц организации к отмыванию денег.
Фото: Reuters |
---|
В 2015 году британский комедийный актер Cаймон Бродкин бросил пачкой фальшивых долларов в лицо тогда еще исполняющему обязанности президента ФИФА Йозефа Блаттера. |
Экс-президент ФИФА Йозеф Блаттер в разгар того скандала ушел с поста. А совсем недавно, в ноябре 2022-го, внезапно заявил: «Катар — это слишком маленькая страна для такого большого события, как чемпионат мира по футболу. Мы договорились в исполкоме, что если Россия будет проводить чемпионат мира по футболу в 2018 году, то США — в 2022 году. Это было бы жестом мира».
За годы до старта чемпионата мировые СМИ сообщили о злоупотреблениях по отношению к трудовым мигрантам, занятым на строительстве объектов ЧМ-2022. Катарских прорабов обвиняли в переработках, многомесячных задержках зарплаты, отсутствии условий для безопасной работы. В 2021-м The Guardian сообщила, что с 2010 года в Катаре погибли около 6,5 тыс. рабочих из Индии, Непала, Бангладеш, Пакистана и Шри-Ланки, из которых 37 — на строительстве объектов ЧМ-2022. Некоторые СМИ публиковали числа в десятки и даже сотни раз больше.
Власти Катара утверждали, что при строительстве стадионов погибли только три человека, а еще 34 умерли в лагерях проживания. По официальной информации, они скончались из-за острой дыхательной недостаточности, вызванной жарой.
Обычно чемпионаты мира и Европы проводят летом. Этот же проходит поздней осенью (с 20 ноября по 18 декабря) — из-за того, что летом в Катаре стоит 50-градусная жара. Из-за переноса на осень клубам и клубным турнирам пришлось подстраиваться: заранее заканчивать групповые этапы Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций, уплотняя при этом график. В медиа витали призывы вообще бойкотировать ЧМ.
«Игроки, которые всю жизнь мечтают сыграть на чемпионате мира, теперь рискуют пропустить турнир из-за травм, и таких примеров множество во всем мире», — например, заявил The Sun экс-игрок «Ливерпуля» Джейми Каррагер, комментируя перенос мундиаля на осень.
Журналист, региональный руководитель Британского центра ближневосточных исследований Амджад Таха перед самым началом чемпионата заявил, что хозяева турнира подкупили соперников по матчу открытия — команду Эквадора. «Катар подкупил восемь эквадорских игроков на 7,4 миллиона долларов, чтобы они проиграли матч (0:1, гол во втором тайме). Пять инсайдеров из Катара и Эквадора подтвердили это. Мы надеемся, что это ложь. Рассчитываем, что распространение этой информации повлияет на результат. Мир должен противостоять коррупции в ФИФА», — написал Таха в запрещенной соцсети.
Слухи не оправдались — Катар проиграл со счетом 0:2. Но слух не прошел незамеченным: когда на следующий день аргентинцы сенсационно уступили саудитам (1:2), Сеть взорвалась мемами типа вот этого:
Задолго до открытия чемпионата сообщалось, что большинство гостиниц в стране будут заняты делегациями участников. Из-за этого многие фанаты вынуждены будут жить в специальных контейнерных городках.
Ночь проживания в таком «люксе» обходится в 200 долларов.
Как результат — полупустые трибуны на матче-открытии, в котором сборная хозяев, к тому же впервые в истории мундиалей, проиграла.
Подготовка к чемпионату обошлась Катару в немыслимые 220 млрд долларов. Для сравнения: России (2018) — в 11,6 млрд, Бразилии (2014) — в 15 млрд. Неудивительно, что цены в этой стране, в частности для гостей мундиаля, оказались болезненными.
Помимо дорогого и сомнительной степени комфортности жилья (см. выше), цены на билеты на стадионы — самые высокие за последние 20 лет. При этом билеты на финальный матч стоят на 59% больше, чем четыре года назад в России, отмечает Reuters. Поход на решающий поединок турнира в среднем обойдется в 812 долларов.
А вот, например, салат в пресс-центре, который купил российский журналист Игорь Рабинер, обошелся ему в 11 долларов.
«Конечно, сейчас меня захейтят, но можно хотя бы выразить легкое недоумение, что вот такой салатик в пресс-центре (то есть специализированном месте, где о журналистах, по идее, должны заботиться) стадиона «Аль-Тумама» стоит 40 риалов, то есть 11 с половиной долларов. Я абсолютно не прошу у катарцев, способных не глядя выбрасывать миллионы на разрыв пивного контракта с «Бадвайзером», халявной еды для прессы, но можно хотя бы до такой степени не наглеть?» — подписал Рабинер снимок. |
Катар установил для футбольных болельщиков много нестандартных правил. Под запрет попали:
В соцсетях и СМИ витают упорные слухи о том, что из-за отсутствия настоящих фанатов иностранных сборных катарские организаторы подкупили мигрантов из Индии. Те организованными группами собираются в аэропортах, отелях и громко встречают приезжающие команды.
Вот, например, как отреагировал нападающий сборной Франции Оливье Жиру, увидев толпу «фанатов», приветствующих футболистов в аэропорту: «Всегда приятно, когда тебя так встречают. Я не знал, что индийцы так поддерживают сборную Франции. Это серьезное дело, учитывая, что население Индии — миллиард человек».
В Катаре у мужчин и женщин разные права, там преследуют представителей ЛГБТ-сообщества, не признают однополые браки, а за внебрачные связи можно лишиться свободы на срок до семи лет. Капитаны сборных Англии, Нидерландов, Германии и еще четыре сборные хотели выйти на матчи с повязками с надписью One Love — в поддержку ЛГБТ. Но из-за предупреждения со стороны ФИФА о том, что за это могут дать желтую карточку или даже удалить с поля, позже передумали.
Первым с радужной повязкой на поле должен был выйти капитан сборной Англии Харри Кейн. В итоге он появился на матче против Ирана с повязкой «Нет дискриминации».
При этом англичане перед стартовым свистком преклонили колено в поддержку движения Black Lives Matter. Но сделали это очень оперативно.
На следующий день после старта чемпионата правительство Катара отказало в приеме специального самолета сборной Германии. Причиной стало изображение нескольких мужчин на борту лайнера авиакомпании Lufthansa. Власти исламского государства связали его с пропагандой гомосексуализма. После отказа самолет немецкого авиаперевозчика улетел в Оман, откуда немецкие спортсмены вернулись в Катар на самолете местных авиалиний.
Официальные представители ФИФА и Катара все слухи и домыслы по поводу организации турнира либо отвергают, либо не комментируют.
ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией