Первым тему публично обозначил журналист, президент любительского футбольного клуба «Эгриси» Василий Уткин. «Я очень люблю своих парней, но, поскольку у них все неплохо устроено, они думают, что так будет всегда и независимо ни от чего. Вот сейчас в очередной раз обратил внимание, что разлетелись мячи. Думаю: ну как они не понимают, что нормальных мячей скоро не будет вообще? В четверг я проезжал мимо магазина Adidas, скупил там оставшиеся более-менее дешевые мячи — тем не менее получилось восемь мячей на 93 тысячи рублей», — рассказывал Уткин Sports.ru в начале апреля.
Примеру известного комментатора тогда последовали многие. В беседе с 66.RU сотрудники магазинов Adidas и Puma в Екатеринбурге отметили, что в дни перед закрытием фиксировали рекордную для весеннего сезона выручку. Покупатели спорттоваров запасались впрок: в одни руки уходило до трех одноразмерных пар обуви, гетр или вратарских перчаток. С еще большим рвением горожане осаждали «дисконты» трехполосного бренда в ТЦ «Кит» и ТЦ «Омега».
Схожий ажиотаж спровоцировало объявление о временном закрытии точек сети Decathlon. В заключительный день работы магазина на кассах выстроились очереди, хотя бренд пообещал не прекращать продажи через интернет.
«Примерно с конца нулевых Adidas был лучшим вариантом в соотношении цена-качество. В «Омеге» неубиваемые бутсы из кожи можно было забрать за четыре тысячи. Puma таких скидок не делала, но тоже вывозила по качеству. Decathlon — сильно попроще, зато в разы дешевле. Полный комплект на взрослого (форма, гетры, обувь) выходил максимум в три тысячи. Не знаю, кто сейчас оденет за такие деньги», — рассказал 66.RU тренер Александр Решетов.
Слова тренера подтверждают любители, полупрофессионалы и родители воспитанников уральских футбольных школ — «Заречье», «Урал», «Аякс», «УПИ» и др. В среднем рост расходов на импортные инвентарь и форму собеседники 66.RU оценивают в 40–50%.
До недавнего времени такие бренды, как Adidas, Puma и Nike, располагали эксклюзивными правами на ввоз в Россию собственных товаров. Механизм «параллельного импорта» позволит возобновить поставки таких марок, однако стоимость продукции непременно вырастет в связи с усложнением логистики, считают опрошенные 66.RU предприниматели. Ситуацией также могут воспользоваться недобросовестные поставщики. Контрафакт поступал на отечественный рынок и раньше (в марте таможенники арестовали и уничтожили 150 тыс. пар «брендовых» кроссовок), уследить за его распространением станет сложнее.
«В целом цены выросли примерно на 20–30%. Самое главное — дефицит таких брендов, как Nike и Adidas: их попросту не заказать. На то, что осталось, задрали цены минимум на 50%. Мы деятельность магазина приостановили: новую обувь нигде не купить, остатки распродали по акции. Сейчас занимаемся продажами формы, сшитой в Екатеринбурге», — рассказал директор магазина «Реджиста» Олег Ишин.
Российские производители способны восполнить дефицит формы и расходного инвентаря. Однако и они реагируют на конъюнктуру и повышают цены вслед за рынком. Также действуют зарубежные производители «второго эшелона» (Joma, Jako, Macron и др.). Последние, впрочем, ссылаются на проблемы с логистикой.
Острее стоит вопрос с обувью. Российские бутсы качественно уступают брендовым конкурентам, хотя сейчас и «шиповки», и «сороконожки», и «футзалки» местного производства продаются по тем ценам, по каким раньше покупателям были доступны их зарубежные аналоги. Достойных отечественных альтернатив пока не найти и импортным вратарским перчаткам.
«Если логистика не наладится, ближе к осени возникнут проблемы. Сейчас пока «выезжаем» на остатках старого. Инвентарь обычно закупается раз в несколько лет — конусы, фишки, сетки и пр. Он долгосрочный. А вот с обмундированием и экипировкой уже возникают сложности. Ценник на то, что осталось, вырос процентов на 50–70 минимум», — посетовал тренер системы «ВИЗ-Синара», попросивший не называть его имени.
Любители единоборств отмечают рост стоимости экипировки в районе 15%. Волейболисты и баскетболисты — на 20–30%. Странное исключение пока составляют только пловцы: хорошо знакомые им Arena и Speedo остаются на российском рынке и удерживают цены на прошлогоднем уровне.
Сложнее остальных приходится хоккеистам. Рост стоимости на импортные коньки, клюшки и защиту не превышает озвученных 30%, однако сказывается на бюджете спортсмена или его родителей гораздо острее, поскольку и докризисная цена полного комплекта такой экипировки нередко превышала 25 тыс. рублей.
«Весь эквип — это импорт. Только клюшка «Заряд». Коньки тоже импортные, хотя я знаю, что есть производитель в Ярославле: некоторые берут оттуда. Удивлен, что до сих пор не появился раскрученный российский бренд», — рассуждает один из игроков екатеринбургской любительской хоккейной лиги.
Профессионалам тоже приходится задумываться о смене технических спонсоров. Совещание по теме недавно провела РПЛ. Сотрудничество Премьер-лиге готовы предложить «Спортмастер» с брендом Demix, а также интернет-ретейлер Wildberries. Окончательное решение еще не принято. По всей видимости, функционеры клубов дожидаются, пока со своим будущим определятся хорошо зарекомендовавшие себя зарубежные партнеры.