Организатор марафона Андрей Уткин заявил, что на забеге все будет безопасно для его участников — их обяжут соблюдать дистанцию, носить маски до старта и после финиша, а тех, у кого температура будет больше 37 градусов, не пустят бегать. Но даже несмотря на это, марафон не вписывается в текущие условия, когда в Екатеринбурге за сутки число новых случаев заражения COVID-19 выросло на 85%, а указом губернатора запрещено проводить подобные массовые мероприятия. 66.RU пообщался с директором марафона «Европа – Азия» и узнал, почему забег не отменили.
— «Европа – Азия» состоится в конце этой недели — 2 августа. Обычно это был международный марафон — например, в прошлом году в нем приняли участие порядка 7 тысяч человек из 18 стран. В этом году из-за коронавируса закрыты границы и никто не сможет приехать. Сколько вы ожидаете участников?
— Мы готовы принять 5 тысяч участников, но я думаю, что реально их будет около 4,5 тысяч. Да, из-за рубежа никого не будет, но будут иногородние участники, например, из городов, где марафон отменили.
— Если в других регионах отменили забег, почему в Екатеринбурге его проводят? Да и зачем его проводить, если теряется масштабность мероприятия?
— Из 85 регионов забег отменили только в 12. Марафон в Екатеринбурге будет не менее масштабным, чем обычно. Мы встречались несколько раз с представителями Роспотребнадзора, и они нам выдвинули ряд предложений по безопасности. Это беспрецедентные меры.
Волонтеры в средствах индивидуальной защиты на старте и финише будут выдавать маски участникам забега — мы заказали 13,5 тыс. масок. Также будут измерять всем температуру и обрабатывать руки антисептиком. Но самое главное — мы растянули старты с 08:00 до 13:30 и будем запускать участников отдельными группами. Зрителей не будет в стартовом городке — при желании они могут стоять вдоль маршрута.
— Но ведь участники марафона не побегут дистанцию в масках, значит, есть риски заражения.
— Маски участники забега будут снимать перед стартом, а на дистанции они растянутся, поэтому угрозы заражения нет. Кроме того, средний возраст людей на марафоне 32 года — это не 60 лет, не группа риска. Конечно, меры индивидуальной защиты все должны будут соблюдать. Главное, чтобы сами участники отнеслись ко всему с пониманием и осознанностью. То, что зависит от нас, мы подготовили. Дальше уже их ответственность.
— Это не исключает возможности того, что люди образуют толпу на экспо [выставка товаров партнеров и спонсоров забега перед стартовой зоной] или на финише. Там они будут уже без масок, и дистанцию тяжело будет соблюдать.
— Экспо в этом году не будет — мы просто выдадим стартовые пакеты, и все. А финишный коридор мы удлинили на 100 метров. Здесь все должно очень быстро происходить — мы увеличили число волонтеров, и они будут помогать участникам марафона побыстрее расходиться.
— В этом году марафон проходит в один день с федеральным проектом — «Забег.рф» [первый российский полумарафон, который организует «Лига героев» во главе с дочерью министра обороны РФ Ксенией Шойгу]. Это слияние связано с коронакризисом?
— «Забег.рф» должен был состояться 31 мая, а наш марафон — 9 августа. Но организаторы забега перенесли свое мероприятие на 2 августа и предложили нам объединиться, чтобы не проводить два подряд. Это временное объединение.
— Такое объединение было необходимо, чтобы покрыть расходы на проведение марафона в этом году? В условиях пандемии далеко не все компании остались способны спонсировать мероприятия.
— Сейчас бюджеты все урезаны, конечно. «Забег.рф» помогают нам с футболками, медалями и т. д. Они закрывают некоторые расходы, которые мы должны были нести. Все это мы начали готовить сильно заранее, на свой страх и риск. Если бы подготовка началась только после распоряжения губернатора, мы бы ничего не успели сделать. Здесь куча опций, которые занимают уйму времени. И плюс ко всему, это безвозвратные траты.
— Что бы вы делали, если бы марафон запретили проводить?
— На этот случай у нас есть план «Б» — мы готовились провести забег в онлайне. Если вдруг нам сейчас запретят проводить марафон в штатном режиме, то организуем его так. «Майская гроза» у нас в этом году прошла в подобном формате, но это не то по ощущениям для участников.
— Складывается впечатление, что забег не отменили только потому, что его организатором выступает дочь министра обороны Ксения Шойгу.
— Я не знаю, есть ли дочь у Шойгу. Я общаюсь совершенно с другими кураторами. Но в любом случае, видимо, губернатор посчитал, что проводить мероприятие можно даже в текущей ситуации. Мы же не самостоятельно решения принимаем.
— Но для проведения марафона требуется несколько машин скорой помощи и много медиков. А тем временем люди и так ждут помощи по 12 и более часов, потому что нагрузка сейчас сильно выросла. В день марафона дороги будут перекрыты, машин скорой будет меньше, а из-за этого и ожидание у пациентов вырастет?
— Во-первых, мы берем скорую помощь не на целый день, а на шесть часов. А во-вторых, мы пользуемся услугами коммерческой скорой — одна такая машина на это время стоит 50 тысяч рублей. Это в 10 раз больше, чем стоит обычная. Поэтому марафон никак не отразится на оказании срочной помощи.
— Если через пару недель после «Европы – Азии» выяснится, что коронавирусом заболел кто-то из участников, это будет серьезным репутационным ударом по мероприятию. Вы готовы к такому?
— Если все подойдут ответственно к собственной безопасности, то такого не будет. Мы со своей стороны уже сделали все возможное вплоть до того, что убрали еду — так людям не нужно будет лишний раз снимать маски. Поэтому теперь все зависит от участников марафона.