Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Практичная Казань за год до чемпионата мира, или Почему Екатеринбург больше не третья столица России

28 июня 2017, 10:22
Практичная Казань за год до чемпионата мира, или Почему Екатеринбург больше не третья столица России
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU
Кубок конфедераций — по сути генеральная репетиция чемпионата мира — проходит в четырех городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани. Екатеринбурга, претендующего на звание третьей столицы России, в этом списке нет. Почему — перечислять можно до бесконечности. Во-первых, в Казани классный, удачно расположенный стадион. Во-вторых, удобный общественный транспорт. В-третьих, по-европейски выстроенная инфраструктура. В-четвертых, аккуратные (и да — уже расстекленные) фасады. В-пятых, отсутствие пробок. И, конечно, дороги, дороги и еще раз дороги. Подробности — в репортаже журналиста 66.RU из столицы Татарстана.

Стадион

«Казань-арена» задумывалась как главный козырь России в борьбе за право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году (во всяком случае так говорил Владимир Путин), поэтому строилась под контролем президента Татарстана. Впрочем, следить за ходом стройки мог любой желающий в режиме онлайн — благодаря установленным на площадке веб-камерам.

«Казань-арена» рассчитана на 45 379 зрителей. На ее строительство ушло три года и 14,4 млрд руб. (это в 3,5 раза дешевле питерской «Зенит-арены»).

В 2013 г. на «Казань-арене» прошли торжественные церемонии открытия и закрытия летней Универсиады. После этого стадион становился площадкой для проведения матчей чемпионата России, здесь же проходят домашние игры «Рубина». Во время Кубка конфедераций на «Казань-арене» встретились сборные Португалии и Мексики, Германии и Чили, Мексики и России. 28 июня пройдет полуфинал. Сейчас «Казань-арена» полностью готова к чемпионату мира.

Смотреть матчи на «Казань-арене» удобно: трибуны находятся под крышами, оформленными в виде морской волны. Из минусов: плохо работает сотовая связь и Wi-Fi.

Во время матчей Кубка конфедераций стадион был заполнен не всегда. Казанцы привыкли, что их город становится площадкой для спортивных событий мирового значения (Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта), и не спешат покупать билеты на Кубок конфедераций.

Фанаты Криштиану Роналду, которые собирались перед гостиницей, где остановилась сборная Португалии, как и ажиотаж вокруг Кубка, местных, скорее, раздражают. «Уехали — и слава Богу», — примерно так комментировали казанцы новость о том, что Роналду и Ко покинули город.

На казанском стадионе можно купить татарскую выпечку (элеш). Правда, заплатить за нее придется 100 руб. (в городе она обошлась бы не дороже 40 руб.). Если бы Кубок проходил в Екатеринбурге, иностранцев можно было бы удивить уральской кухней — маленькими пирожками «посикунчиками» или поделенным на части пирогом «Дружная семейка».

Меню на «Казань-арене».

Для болельщиков, которые приехали в Татарстан всего на один день и не нуждаются в местном колорите, организаторы включили в меню пиццу (150 руб.), сэндвичи (200 руб.) и картофельные чипсы (100 руб.). Также на стадионе продают алкогольное пиво двух марок — спонсоров чемпионата. В среднем стакан обойдется в 250 руб.

Особенно эффектно стадион смотрится в вечернее и ночное время. «Казань-арена» подсвечивается ярко-красным, так что ее можно разглядеть даже со стен Кремля.

Мост «Миллениум» во время Кубка в ночное время остался без иллюминации. Местные говорят: «Деньги закончились».

Власти Свердловской области говорят, что Центральный стадион готов на 75%, но сделать предстоит еще очень много. Всего стадион рассчитан на 35 тыс. мест. — то есть на 10 тыс. меньше, чем в Казани, а вот стоить будет больше — 15 млрд руб. Для того чтобы вместить всех зрителей, авторы проекта обновленного стадиона разместят временные трибуны по бокам (14 тыс. дополнительных мест). Сейчас наш стадион выглядит вот так.

Центральный стадион в Екатеринбурге. Фото: «Инстаграм» Евгения Куйвашева

Транспорт

Сейчас в Казани две арены. Первая — Центральный стадион с видом на Кремль и мечеть Кул-Шариф. Вторая — «Казань-арена» на окраине. Рядом со стадионом — новостройки, в которые несколько лет назад переселили жителей бараков из центральной части города. Дома, которые можно встретить на окраине Екатеринбурга, они напоминают мало: богатые, темно-коричневые фасады с широкими окнами. И никакого СИЗО поблизости.

Если пройти от стадиона в направлении расположенного тут же Дворца водных видов спорта, то можно наткнуться на небольшое озеро.

Добраться до стадиона легко, особенно если ехать из центра. Большинство болельщиков поступает именно так: сначала отправляются на местный Арбат — улицу Баумана и потом уже на метро до станции «Козья Слобода». Затем несколько остановок на муниципальных автобусах-шаттлах — и вы у цели. Идут автобусы вереницей друг за другом, по уже перекрытой дороге, поэтому пробок и давки нет. Впрочем, пробок не было бы, даже если бы автобусам пришлось ехать по неперекрытому участку: не так давно в Казани отменили до 95% левых поворотов, и пробки рассосались сами собой.

Все автобусы, идущие до стадиона, отмечены наклейками «Казань-арена».

Автобусы в Казани муниципальные, никаких «Богданов» и маршруток. Проезд стоит 25 руб. Если купить абонемент — то дешевле.

Едут они по ровным дорогам, отремонтированным к тысячелетию Казани (говорят, федеральные власти только на дороги выделили городу сумму, равную годовому бюджету Екатеринбурга).

В общественном транспорте Казани остановки объявляют на трех языках: русском, татарском и английском. Если вы будете проезжать по центру, вам еще расскажут, какие достопримечательности вы можете тут увидеть. И да — проезд для фанатов в день матчей бесплатный. Главное — иметь при себе паспорт болельщика и билет на игру.

Теперь про Екатеринбург. Похоже, что толпам иностранцев придется увидеть все то, что мы видим каждый день: переполненные, пыльные автобусы и трамваи; грубых кондукторов, которые вряд ли способны объяснить иностранцам, как добраться до нужной остановки; и, конечно, пробки, причем не только в часы пик. Транспортную реформу, которая нужна, чтобы решить один из главных больных вопросов уральской столицы, городские власти решили отложить до окончания чемпионата. Скорее всего, иностранцы предпочтут передвигаться на метро, а потом — на такси, которые следующим летом могут рассчитывать на хороший заработок.

Перекрытия

По правилам FIFА, дорогу в районе стадиона перекрывают за три часа до игры. Делается это с помощью грузовиков, которые в день матча с участием сборной России украшаются триколором. Последнюю милю болельщики идут пешком. Это еще одно правило FIFА, которое в Казани почему-то оказалось нарушено — расстояние сократили до 800 метров.

Фото: Ирина Варкентин; 66.RU