В конце 2006 года справочник портала Fitnesburg насчитывал всего 58 заведений, подходящих на звание фитнес-клуба, хотя мы старались и нашли тогда все, что существовало на эту тему в Екатеринбурге. Сейчас клубов уже 163 и их число растет: только за последние полгода в городе открылось 8 совершенно новых, больших и хороших центров (подробный обзор этих клубов с картинками).
Пропорционально снижаются и цены. Когда-то мы жутко завидовали москвичам и питерцам — ведь там годовая клубная карта в приличный фитнес-центр легко могла стоить около 20 тысяч рублей (даже в клуб с бассейном). У нас же клубов такого уровня было всего несколько на весь город, они считались классом премиум, и за годовое членство нужно было отдать в 3–4 раза больше.
За последний год в Екатеринбурге не открылось ни одного нового клуба, который можно было бы причислить к премиум-сегменту. Да и те сравнительно дорогие клубы, что открылись в последние два года (например, «Антарес» и PanoramaFit), скорее относятся к категории «бизнес». Однако это совсем не говорит о том, что среди фитнес-клиентов перестало расти число состоятельных людей, или о том, что они отправились заниматься в свои уютные домашние спортзалы. Просто открылось много клубов среднего ценового сегмента, с хорошими залами и оборудованием, и их условия вполне достаточны для тех, кто мог бы платить больше.
|
---|
Половина из тех фитнес-центров, что открылись за последнее время, — это сетевые форматы. Вообще крупных сетей в городе три: PowerHouseGym (5 клубов), BrightFit (7 клубов) и DriveFitness (5 клубов).Последняя сеть из них самая молодая и наиболее динамичная: в этом году открылись два новых клуба DriveFitness и в декабре планируют открыть третий. Но сеть Bright Fit не отстает: оставаясь самой большой по числу залов в Екатеринбурге, в этом году запустила два объекта, один из которых — совершенно шикарный фитнес-центр в новом районе Академический — площадью почти 4000 м, с полноразмерным бассейном и игровым залом для волейбола и баскетбола.
В основном клубы этих сетей похожи: они работают в одной ценовой категории (25 000 плюс-минус за безлимитную годовую карту), имеют клубы как в центре, так и в спальных районах, привлекают хороший инструкторский состав.
Сеть PowerHouseGym начала работать раньше других (первый клуб работал под брендом WorldGym), официально входит в мировую сеть PHG как ее российский сегмент и помимо Екатеринбурга открыла фитнес-центры в Казани, Томске и подмосковном Реутове. У этой сети также большие и просторные залы, где установлено хорошее оборудование, и при этом примерно та же ценовая категория, что у первых двух сетей (два клуба PHG имеют бассейн, и в них немного подороже).
Этой осенью сеть открыла в Екатеринбурге клуб под новой дочерней маркой YashankinFitness, руководителем и одним из инструкторов стал многократный чемпион мира Дмитрий Яшанькин, недавно перебравшийся из Москвы в Екатеринбург (наше интервью с Дмитрием состоялось сразу после переезда). Руководители PHG Антон Гиренко-Коцуба и Дмитрий Корнюхин возглавляют уральский сегмент Российской федерации бодибилдинга и фитнеса (международная федерация IFBB) и проводят чемпионаты Урала и России — наверное, поэтому клубы собрали звездную команду инструкторов.
|
---|
Кстати, что касается инструкторов — как всегда при быстром росте рынка, в городе существует ощутимый кадровый голод. При том что работают Уральский университет физической культуры, дающий высшее спортивное образование, и несколько спортивных факультетов в других городских вузах, фитнес-инструкторов не хватает. Их дополнительно обучают в двух специализированных учебных центрах, один из которых (Уральский учебно-курсовой центр аэробики и фитнеса), помимо краткосрочных курсов и семинаров, предлагает полноценную трехмесячную программу повышения квалификации с выдачей диплома. Возможно, это тоже не решает проблему, потому что две уже упомянутые нами сети клубов (PowerHouseGym и BrightFit) имеют собственные обучающие курсы.
|
---|
Несмотря на то что в целом стоимость годовых клубных карт постепенно снижается, некоторые клубы пошли еще дальше и сделали ставку на помесячные абонементы, полностью отказавшись от длинных контрактов.
Например, так работает сеть «Ратиборец» — два больших клуба в разных районах города, расположенные в отдельно построенных зданиях, с хорошим оборудованием. Здесь можно купить только безлимитные карты на месяц, причем по демократичной цене: 2500 руб. в тренажерный зал или 3500 руб. в тренажерный зал и любые групповые программы (клуб позиционируется в первую очередь как зал для кроссфита и единоборств). Зато дополнительные услуги сведены к минимуму: здесь не выдают полотенца, а питьевую воду нужно приносить с собой или покупать в баре.
По этому же пути пошел новый клуб GarageGym, который открылся в сентябре на площади 4000 м2. По словам управляющего клубом Даниила Камнева, такая ценовая политика — вовсе не антикризисная мера, а просто ставка на высокую проходимость клуба и быструю оборачиваемость коротких денег. При том что цены на абонементы здесь также невелики, клуб максимально упакован новым премиальным оборудованием LifeFitness и Hammer Strenght, а питьевая вода предоставляется без ограничений (правда, нужно носить свою бутылку, стаканов нет). Что же касается высокой проходимости, то здесь для нее созданы все условия — одних только душевых в раздевалках больше 30 штук.
|
---|
Тренировки на свежем воздухе не ограничиваются передвижными площадками Reebok. Отдельные фитнес-клубы регулярно устраивают на открытом воздухе и в парках тренировки для всех желающих с целью собственного промо. В некоторых немноголюдных местах собираются любители воркаута. И конечно, до нашего города тоже долетело повсеместное увлечение бегом.
Возможно, это общий тренд, а может быть, сыграли дополнительную роль регулярные пробежки по центру нашего мэра Евгения Ройзмана (интервью с ним о физических нагрузках), но еще прошлым летом многие горожане стали бегать — кто-то вместе с открывшимися беговыми школами, а кто-то просто так. В августе этого года в городе прошел уже второй международный марафон «Европа — Азия», и прошел хорошо, есть ощущение, что он станет регулярным.
Подъем бегового движения, кризисные настроения и жаркое лето этого года добавили переживаний фитнес-клубам, которые большую часть лета простояли полупустыми. Однако с наступлением холодов клиенты снова вернулись в залы, а некоторые еще и привели своих привлеченных к фитнесу друзей.
|
---|
Среди спортивных направлений основной тренд последних лет — это, конечно, кроссфит. Сначала появились отдельные апологеты этого вида, которые стали устраивать городские соревнования и вести тренировки в клубах. Затем компания Reebok стала монтировать летом открытые площадки, куда приглашала всех желающих на бесплатные занятия (их немного — две или три на весь город и только летом). А параллельно под маркой Reebok Crossfit стали работать два отдельных клуба соответствующей направленности.
Сейчас среди новых клубов почти в каждом устанавливается кроссфит-рама с турниками и канатами, гребные тренажеры, закупаются медболы и прочее нужное для функционального тренинга оборудование. Инструкторы с удовольствием включают элементы кроссфит-комплексов в свои персональные тренировки, а глядя на них, эти упражнения осваивают и те, кто занимается самостоятельно. И мероприятиями типа внутриклубного чемпионата по бёрпи уже никого не удивить.
Реабилитационные направления в фитнесе совсем недавно тоже стали трендом. Тут сошлось сразу несколько звезд: с одной стороны в клубы все чаще приходят люди старшего возраста. Так, Александр Яшанькин рассказывал, что у него начал тренироваться человек в возрасте 82 лет и стал быстро делать успехи. С другой стороны — растет понимание терапевтической важности физических нагрузок.
В большинстве крупных клубов сейчас есть медицинское тестирование новых клиентов и консультации спортивного врача, появляются тренажеры для кинезиотерапии. Кстати, Уральский центр кинезиотерапии, работающий по лицензии Клиники Бубновского, за последнее время расширился с двух отделений до пяти.
Растут площади фитнес-центров, растет число их клиентов — и это здорово, потому что помимо здоровья многие люди обретают здесь дополнительную среду общения. Клубы регулярно устраивают промоакции вроде дня открытых дверей и специальные мероприятия для клиентов, где можно пообщаться, посоревноваться и даже (да-да!) вместе поесть тортиков.
Фотографии: архив Портала 66.ru; geometria.ru; fitnesburg.ru; GoldenGym