В эти выходные призер Олимпийских игр, посол Олимпиады-2014 в Сочи, двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая выступила в ТЦ «Мега» и провела мастер-класс для маленьких фигуристов Екатеринбурга. Дети старались произвести впечатление, поэтому ошибались и много падали. Слуцкая учила правильно держать спину и показывала, как выполнять сложные элементы.
После мастер-класса мы встретились с Ириной и задали ей несколько вопросов. Спортсменка приехала ночью, накануне открытия выставки «Coca-Cola. Пронеси олимпийский огонь. Вливайся!». Посмотреть достопримечательности Екатеринбурга Слуцкой не удалось — вслед за нашим городом олимпийский факел «Сочи-2014» должны увидеть Уфа и Казань. Посол Олимпийских игр не увидела и часы на плотине городского пруда, отсчитывающие время до начала зимних Игр. «Я не видела часы в Екатеринбурге, но такие часы стоят во многих городах. Я была на запуске часов в Сочи», — сказала Ирина.
Оказалось, что о скандале, сопровождавшем установку «олимпийского будильника» на место краснознаменной группы в Екатеринбурге, Слуцкая ничего не знала. Комментировать эту историю как посол игр она не может. Поэтому мы задали ей несколько вопросов о подготовке к Олимпиаде, шансах российских фигуристов на призовые места, а также о том, что лучше — победить любой ценой или достойно, когда сам точно знаешь, что сделал все, как говорит Ирина, «на две головы выше соперников».
— Власти много вкладывают в организацию Олимпиады в Сочи. Думаете, нам удастся потрясти весь мир?
— Олимпиада Олимпиаде рознь. Самое главное — это не размах, а нюансы, которые остаются и запоминаются надолго. Успех Олимпиады зависит от креативных людей, которые будут делать церемонию открытия. Олимпиада строится на нюансах. Таких, например, как момент зажжения олимпийского огня в чаше. По поводу организации… Я надеюсь, что все пройдет на самом высоком уровне. Не думаю, что мы стремимся сделать что-то невероятное, такое, чтобы весь мир про это говорил. Весь мир и так будет про это говорить. Это же Олимпийские игры. Это очень масштабное и грандиозное событие для всего земного шара. Мы сделаем то, на что мы способны.
— Что бы вы сказали российским болельщикам, которые поедут на Игры?
— Мне хочется призвать наших соотечественников, чтобы они вели себя достойно, чтобы они были добрыми и отзывчивыми. Это очень важно.
— Есть ли у нас шанс на призовые места в фигурном катании и как вы оцениваете уровень подготовки наших спортсменов сейчас?
— Сейчас конец сезона. Фигуристы закончили свое выступление до сентября. До соревнований остался еще год. Ближе к новому сезону можно будет примерно видеть расстановку сил. Хотя Олимпиада — это соревнование, где результат непредсказуем.
— Победа бывает разной. Часто спортсмены ставят перед собой задачу выигрывать любой ценой. Другие — выигрывать достойно, когда знаешь, что все сделал лучше других. Какой вариант вам ближе?
— Выиграть достойно. Для меня качество моих выступлений, сложность программ всегда были превыше всего. Приятно осознавать, что тебя ценят только за проделанную работу. Никогда никто не крикнет вслед, что ты не достоин звания чемпиона. Только уверенная победа с рекордом и наилучшим катанием.
— В спорте редко, но бывают ситуации, когда победитель, считая себя менее достойным, отдавал золото сопернику. Это серьезный поступок. Вы на него способны?
— Все мои победы всегда были на две головы выше моих конкурентов. Поэтому поставить себя в эту ситуацию я, наверно, даже не смогу.
— Что бы вы посоветовали нашим фигуристам в Сочи: упрощенную программу, когда стойко держишься на ногах, или более сложную и рискованную?
— Ты всегда идешь на максимум, на всех соревнованиях. Но иногда действительно бывают ситуации, когда лучше откатать упрощенную программу. Например, когда ты выступаешь в конце соревнований. В такой ситуации для победы нужно просто чистое исполнение программы. Без ультрасложных прыжков. Тогда лучше отказаться от сложных комбинаций, которые можешь и не выполнить. Фигурное катание — это, по сути, математика. У меня тоже были такие моменты, когда я понимала, что сейчас ошибаться нельзя. И мы делали то, в чем были уверены на все 110%. Но иной раз тебе во что бы то ни стало нужно рисковать. Когда ты выходишь первым в разминке, то должен показать больше, чем ты умеешь. Это нужно для того, чтобы у соперников было меньше возможности тебя обыграть.
— Спортсмены, которые сейчас готовятся к Олимпиаде, идут на риск, на сложные элементы?
— Девушки кидаются, конечно, на амбразуру. Они выполняют сложнейшие прыжки. Это показал прошедший чемпионат мира. И тройной аксель девочки прыгают. Но, к сожалению, прыгнув тройной аксель — наисложнейший элемент, который исполняют только мальчики, — дальше программа уже пустая. Не можем справиться с самыми простыми элементами. Уровень фигурного катания, я вам честно скажу, не намного ушел по сравнению с 2005–2006 годами. Кроме того, сейчас совсем другая система судейства. Иной раз, идя на сложный элемент и исполнив его не очень хорошо, ты можешь получить меньше баллов, чем если бы ты исполнил более легкий элемент, но сделал бы это чисто.
— Вам часто приходилось рисковать? Что бы вы назвали своей самой большой неудачей за карьеру?
— Спорт не бывает без поражений. Поэтому каждая медаль или место приносят в жизнь радость либо новую цель — победить этот элемент. Сделать его еще лучше. Неудача — это тогда, когда от тебя ничего не зависит, и ты не можешь ничего сделать. Это когда ты болеешь и у тебя травма. Вот это неудача.
— У вас тоже так было?
— Да, у меня были моменты, когда что-то не получалось. Были болезни, сложности. Но я считаю, что моя карьера сложилась достаточно хорошо. Я выиграла практически все соревнования, и не по одному разу. Завоевала имя в большом спорте и даже в истории. Вошла в Книгу рекордов Гиннеса. У меня есть рекорды, которые еще никто не преодолел. Побить сейчас их сложно, потому что уже нет той системы судейства. Я исполняла какие-то элементы, которые сейчас девочки уже не исполняют. Да, у меня нет олимпийского золота. Но после спорта я поняла, что эта страница моей жизни перевернута и надо идти дальше.
— Поражения нужны?
— Конечно, лучше, чтобы их не было. Поражение — это тоже такое слово… Для кого-то поражение — ноготь сломал, а для кого-то — ты пять прыжков из четырех не прыгнул. У каждого своя планка.
— Вы стали послом Олимпиады. Это можно назвать работой?
— Это не настолько сложно. Я присутствую на мероприятиях, посвященных предстоящей Олимпиаде, выступаю с речью, где-то просто поддерживаю участников. Являюсь лицом Олимпийских игр. Общаюсь с детьми. Иногда это очень больно и тяжело. Например, когда я приезжаю к детишкам с ограниченными возможностями. Я понимаю, что из десяти двоим я чем-то могу помочь. Может быть, я для них свет в окошке.
— Самое необычное, что вам приходилось делать в новом качестве?
— Недавно мы делали конфеты, сами готовили (конфеты, которые будут продаваться под маркой «Сочи-2014», придумал итальянский шеф-повар Роберто Бруно. Ирина помогла сделать пробную партию, — прим. 66.ru).
— На каких соревнованиях в Сочи вас можно будет встретить? За кого будете болеть?
— Я точно поеду в Сочи с информационной службой «Первого канала» как журналист. Боюсь, что времени на то, чтобы смотреть соревнования, у меня не будет. Мне нужно будет освещать эти мероприятия. Я думаю, что у меня будут и трансляции, и новости спорта… Судя по Лондону, я не успею никуда. Я могу, конечно, предположить… Мне хотелось бы посмотреть фигурное катание. Я бы очень хотела сходит на лыжи, на биатлон. С удовольствием сходила бы на сноуборд.
Фото: автора