Владимир Русанов — тренер по боксу в ДЮЦ «Юность». Школьников он обучает в небольшом зале на Сортировке. Сюда Владимир пришел около четырех лет назад, когда помещение будущей секции было просто затопленным ветхим подвалом. Все делал сам с помощью друзей и родителей будущих воспитанников. Откачивали воду, красили стены, устанавливали спортивный инвентарь, сантехнику, проводили вентиляцию.
Нас тренер встретил не в спортивном костюме, а в рабочей, запачканной краской и цементом одежде. Строительные работы он вместе с учениками продолжает. Сейчас реконструируют разбитый корт во дворе рядом со своим залом: льют бетон, засыпают песок. Весной планируют постелить искусственную траву — чтобы превратить старую хоккейную коробку в настоящее футбольное поле.
Когда мы только начинали заниматься этой секцией, рассчитывали на помощь властей, чиновников. Мы быстро поняли, что подвал для нормальной организации занятий не подходит. И стали выбивать новое помещение. Писали всем. Вплоть до Путина и Медведева.
Все наши письма из Москвы пересылали местным чиновникам. И они терялись где-то в пыльных кабинетах. Жириновский только нам ответил. В своем репертуаре: мол, держитесь, я с вами, гадов победим… В общем, много эмоций, а конкретики — никакой.
Потому делаем все сами. Сначала отремонтировали зал. Потом горку во дворе построили. Своими руками. Материалы по помойкам собирали. Сейчас вот поле футбольное делаем. А дальше — построим здание своего клуба. Не знаю, как. Не знаю, на какие деньги. Но построим.
Рассчитывать-то не на кого. Российский спорт — в глубокой заднице. Вы уж извините, по-другому не сказать. «Кризис», «упадок» — эти слова не подходят. Он именно в заднице.
Все потому, что системы нет. Чиновники спорту не нужны. Спорту нужны: тренер, воспитанник и спонсор. А чиновники — они только мешают.
Системную проблему они как-то странно решают. Собрали кое-как футбольную сборную. Платят этим спортсменам миллиарды, дорогого иностранного тренера им купили и думают, что все правильно делают.
А бороться стоило бы с настоящей бедой: с воровством, с коррупцией. Бизнесу дышать не дают. Потому капитал из России бежит. Начинающих спортсменов финансировать просто некому. И связки нет. Вместо «тренер — ученик — спонсор» у нас «тренер — ученик — чиновник». Это тупик.
Российские чиновники не злодеи, не предатели родины. Просто они нам с вами ничего не должны. Мы же их не выбирали. Все их начальники — в Москве. Им они должны сохранять все как есть и бунтов не допускать: точечно деньги выделять моногородам или ОМОН на протестующих натравливать.
И я не хочу становиться спортивным функционером. Потому что так я попаду в систему. И тут варианта два: либо она меня пережует и выплюнет, либо вообще поломает и превратит в такого же апатичного, тихого чиновника.
С детишек я денег не беру. Я уверен: школьники должны заниматься бесплатно. На этом держалась советская система образования: бесплатные школы, бесплатные кружки, бесплатные секции. Так создавались равные стартовые условия для всех. А сейчас у нас пытаются такую систему отнять. Но у меня в зале все останется по-прежнему.
Я же мог бы спокойно пойти работать в какой-нибудь фитнес-клуб. Заниматься там с мажорами, врать им, какие они молодцы. И деньги пачками получать. Но мне это не нужно. На шестом десятке материальные ценности как-то теряют свою значимость.
Занимаюсь со всеми. Никого не выгоняю. Ходят в основном детишки с Сортировки. Но многие возят сыновей из других районов на тренировки.
Хотя ребята, конечно, разные ходят. Некоторым откровенно тут нечего делать. Видно, что неинтересно им. Шатаются по залу без дела. Отлынивают. Прячутся от меня в дальнем углу. Но я не вправе их выставить. Это родители должны понять, что их ребенку бокс не нужен и стоит подыскать ему другое занятие.
У меня нет задачи вырастить из своих воспитанников чемпионов. Это не так важно. Важнее — чтобы они выросли людьми, чтобы держались подальше от наркомании, алкоголя, других форм деградации общества.
Хотя талантливых двигать, конечно, надо. Но здесь моего желания мало. Чтобы из ребенка вырос чемпион, нужны три составляющие: возможности тренера, желание ученика и амбиции его родителей. Есть у меня один парень. Очень перспективный. Я его мечтаю «откормить» до тяжеловеса и на бой против Кличко выставить. Не против Виталия, он уже закончил свою карьеру. А вот против Владимира — можно успеть.
Но решение он должен принять сам. И это непросто. Вот, к примеру, мой сын Костя: отличный боксер, это я вам как профессионал говорю, он в спарринге с олимпийским чемпионом Егором Мехонцевым стоял. Американцы ему контракт предлагали. Но отказался. Решил, что лучше быть красивым и здоровым, чем популярным и больным. Профессиональный бокс калечит людей. Это правда.
Бывают и другие случаи. Когда парень может и хочет, но родители против. Занимается у меня такой. Перспективный боксер. Но мама его параллельно в танцы записала. Он и там больших успехов добился. Всю Европу объездил. Но не лежит у него душа к этому.
Люди бывают разные. Недавно я с удивлением узнал, что кто-то из жителей окрестных домов на нас жалуется. Официальную бумагу написали. Говорят, мешаем мы им спокойно жить. Строим футбольное поле, шумим, видите ли.
Это очень странно. Алкаши, которые тут раньше околачивались и орали до утра, их почему-то не беспокоили. А мы вот помешали.
Но я думаю, это частный случай. Большинство нас поддерживает. Мы же проводили общее собрание жильцов. Спрашивали разрешения. Никто не возражал.
Вы посмотрите, кто здесь работает. И пацаны, и взрослые. Никто им денег не платит, никто их не заставляет. Просто люди сами хотят делать что-то важное, значимое. Вот что им нужно! Дайте людям одно большое общее дело — и вы объедините нацию, остановите деградацию. Только дело это должно быть настоящим, искренним.
Фото: Юлия Шлыкова для 66.ru