Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Госслужащим разрешили ругать начальство публично

1 июля 2011, 09:58
Конституционный суд России признал за госслужащими право публично выражать свое мнение о государстве и его структурах.

Конституционный суд принял поистине соломоново постановление. Напомним, что до вчерашнего дня право «на собственное мнение» прямо запрещалось Законом «О государственной гражданской службе». Судьи, впрочем, отказались признать такой запрет неконституционным. Но уточнили, что табу на публичные высказывания не должно быть абсолютным. Чиновники могут говорить о проблемах, представляющих интерес для общества. А также сообщать о незаконных действиях госорганов.

Пункт 10 части 1 статьи 17 закона о госслужбе запрещает чиновнику «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их руководителей». КС вчера указал на исключения из этой нормы. Во-первых, теперь можно публично распространяться о вопросах общественно значимых. Во-вторых, сообщать о незаконных действиях или возможном вреде от действий госорганов или других чиновников. КС также пояснил, что нарушение статьи 17 не может служить поводом для автоматического увольнения. А любые дисциплинарные меры госслужащий должен иметь право оспаривать в служебном и судебном порядке индивидуально.

Поводом к разбирательству в КС стали жалобы двух бывших госслужащих. Бывший главный налоговый инспектор по Центральному федеральному округу Любовь Кондратьева и экс-участковый Автозаводского района Тольятти Алексей Мумолин были уволены за публичные высказывания и оценки. Милиционер был отчислен из органов внутренних дел после того, как запустил в Интернете видеоролик, в котором покритиковал начальство.

Кондратьеву же попросили уйти со службы после выступления на телевидении, где она усомнилась в законности действий налоговой инспекции при оплате командировочных. Оба они посчитали действующий запрет на публичность покушением на свободу слова. Но ни тому, ни другому после увольнения не удалось добиться справедливости в судах общей юрисдикции.

А вот КС согласился с доводами заявителей. Их дела теперь должны быть пересмотрены, пишет «Независимая газета».