Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У нас все как в Олимпийских играх: главное — участие

4 апреля 2011, 15:13
интервью
Интервью с Алексеем Антошиным, директором муниципального учреждения «Спортсервис», занимающимся организацией и проведением спортивных мероприятий во дворах Екатеринбурга.

Антошин Алексей Алексеевич родился в г. Красноуфимске Свердловской области. Начал заниматься спортивной гимнастикой в ДЮСШ и хоккеем на дворовой спортивной площадке. В 1974 году окончил с отличием Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Активно занимался футболом, хоккеем, офицерским многоборьем. В 1982 году окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. До 2000 года служил в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 1992 по 2000 год был заместителем начальника Екатеринбургского артиллерийского института. Полковник запаса. С 2000 по 2007 год занимал пост заместителя председателя правления Свердловской областной общественной организации «Союз ветеранов Афганистана». Активно занимался созданием и поддержкой работы военно-патриотических и спортивных клубов для детей и подростков в Свердловской области. С 2007 года — директор муниципального учреждения «Спортсервис». Женат, имеет двоих детей и двух внучек.

— Алексей Алексеевич, странно, но о существовании организации, в чьем ведении весь дворовый спорт, никто не слышал. Когда и как она появилась в нашем городе?
— А она есть (улыбка). Хотя даже на недавнем заседании, посвященном программе «1000 дворов», областной министр спорта удивлялся, что мы существуем. Организация появилась по инициативе предыдущего мэра Екатеринбурга Аркадия Михайловича Чернецкого в 2007 году. Тогда был проведен учет, реестрирование и передача в наше ведение 237 спортивных площадок города.

— Чем занимается «Спортсервис»?
— Основных направления два: строительство и поддержание в должном состоянии спортивных площадок во дворах, организация массовых занятий спортом для жителей Екатеринбурга, в первую очередь, конечно, школьников, и проведение соревнований. Соревнования даже важнее.

— То есть воспитательная функция? Удалось вернуть былую популярность дворовым площадкам и спортивным клубам?
— Отчасти. Во-первых, это проблема площадок. Раньше их было значительно больше, чем теперь, муниципальные, ведомственные, они были почти в каждом дворе. Теперь их осталось крайне мало. А тех, которые все эти годы лихолетья функционировали и поддерживались хотя бы в сносном состоянии, и вовсе можно пересчитать по пальцам. Но мы в заданном направлении работаем, и не проходит года, чтобы мы не восстановили несколько и не построили одной-двух площадок. Так что вполне вероятно, скоро вернется и популярность. Потребность-то есть.

Когда мы начинали, в «Золотой шайбе» принимало участие 6 районных команд. На сегодняшний день их десятки! Год от года желающих заниматься становится все больше. Это радостно... но и печально тоже. Ведь кто к нам идет? Дети из благополучных семей находят возможность заниматься спортом в платных кружках, секциях и ДЮСШ. К нам же идут те, с кем больше некому заниматься, кроме нас. Кому не хочется идти домой после школы. Кто не знает, где и как ему проводить свой досуг.

— Трудные дети?
— Да нет, почему трудные? Нормальные дети, волею судьбы или случая оставшиеся без нормального воспитания или нормальных материальных возможностей. Да, не скрою, случаются страшные вещи: в десять лет алкоголизм, в двенадцать наркомания. Курят многие. Но только у нас они быстрее справляются с этими проблемами. Им говорят: уходи и не возвращайся, пока не завяжешь с этой дрянью. И они справляются. В конце концов не очень-то поиграешь в хоккей или футбол, если «дыхалки» нет.

— На чьи плечи ложится основная работа? Раньше, насколько я помню, этим занимались дворовые энтузиасты — дяди Лени, тети Светы и пр.
— Ничего не изменилось. И сейчас это работа людей неравнодушных и увлеченных. Но они справляются.

— Кадры решают все?
— Конечно. Признаюсь, когда мы начали комплектовать штат, я очень опасался, что мы не оберемся хлопот. Сами посудите, кто пойдет на зарплату в 4000 рублей? Бездельники, алкоголики... Но мы безжалостно расставались с такими «специалистами». И вы знаете, все оказалось не так страшно. Хорошее дело привлекло хороших людей. Конечно, основная масса — энтузиасты старшего поколения, больше любители. Однако в последнее время к нам приходят и молодые тридцатилетние ребята, и профессионалы со спортивными званиями. И это радует. Профессиональный спортсмен может большему научить, чем, пусть даже многоопытный, любитель.

— Но ведь все эти «дяди Лени» всегда были больше, чем просто тренеры...
— Пожалуй, что и так. Нашим воспитанникам больше навыков нужно простое человеческое внимание. И воспитание, которого они, к сожалению, недополучают ни в семье, ни в школе. Кроме того, они сами себя воспитывают. Пусть жестко порой, но решают все проблемы и конфликты по мальчишечьим правилам.

— И тем не менее тренерских задач вы с них не снимаете?
— Нет. Но перед ними и не стоит сверхзадач — вывести дворовую команду в Лигу Чемпионов. Организовать полезный для здоровья досуг, массовые занятия спортом. И рано или поздно количество перейдет в качество. Если разобраться, откуда взялись все звезды отечественного спорта? Яшин, Харламов? Да вот из дворов и взялись. Сначала они просто приходят, потому что некуда больше идти. Потом остаются — это интересно и увлекательно. Потом у них появляется спортивный азарт, жажда доказать свое первенство. И вот здесь уже включается наша работа по соревнованиям. Пусть у нас как на Олимпиаде, главное не победа, а участие — все равно.

— Плотный календарь?
— Сейчас получается так, что в футбол мы играем круглый год и всю зиму, с ноября по апрель, играем в хоккей, плюс все время проводятся кубки памяти известных спортсменов, традиционные соревнования на призы мэра, приуроченные к датам — Дню космонавтики, детей, независимости России. И это исключая дворовые спартакиады, соревнования, организуемые коммерческими силам и при нашей поддержке.

— Получается, чуть не все подростки должны у вас заниматься?
— Далеко не все, к сожалению. Но многие. И тут вот ведь какое дело. Выходит социальная реабилитация целых семей, дворов, районов. Сначала детки занимаются. Потом мамы начинают ходить, любопытствовать — где же это мое чадо пропадает? Потом и папам надоедает лежать в одиночестве на диване дома, и они тоже подтягиваются. Верите ли, собираются целые попечительские советы, родительские комитеты при секциях! Сами участвуют активно и всех вокруг заражают. Полные трибуны! И даже бабушки, эти извечные враги мальчишек, проникаются и не ворчат... так сильно (улыбка).

— С этой частью более или менее понятно. Хорошее дело, нужно немножко удачи и много терпения. Но как с материальной частью? Наверняка это проблема? Кто вас финансирует?
— Финансирует нашу организацию город. И конечно, несмотря на стремление городских властей развивать данное направление, средств не бывает много. Чаще их недостаточно. Без строительства новых площадок — это отдельная графа — наш бюджет доходит до 12 миллионов рублей в год. Это только текущие расходы: зарплаты, содержание спортивных сооружений, проведение мероприятий. Строительство, конечно, гораздо дороже.

— Какие площадки вы строите и по какому принципу отбираете места их расположения?
— По мере сил мы стараемся строить площадки для популярных видов спорта — хоккея, футбола, а также для остальных игровых. Но, каюсь, для того же баскетбола мы делаем гораздо меньше. Почему? Потому что и дорого, и слишком легко поддается излому. Ту же сетку на кольце сжечь — раз плюнуть. А потом местные жители звонят, сетуют, требуют приехать и починить. Нет, сломать можно все что угодно, конечно. Много ума для этого не надо. Но уничтожить футбольное поле с искусственным покрытием все же тяжелее, чем кольцо или сетку.

Сначала мы выбираем территорию. Не каждому району спортивные площадки нужны. Есть целые кварталы, где население возрастное. Им эти ворота... только собачки гуляют! Нужно время, чтобы старое поколение ушло, появилось новое, которому спорт необходим и важен. Поэтому мы строим там, где есть наша аудитория — новые и относительно новые спальные районы, жилые массивы.

— Частные инициативы как-то поддерживаете?
— Да! То и дело обращаются к нам частные лица, компании, которые просят передать в их ведение тот или иной объект. Ребята-афганцы себя активно ведут, десантники. Коммерческие структуры. Пожалуйста, мы не против. И даже наоборот: окажем всяческую организационно-правовую поддержку. У нас только одно требование: чтобы объект спортивно-массовой инфраструктуры использовался по прямому назначению. То есть чтобы на нем не стоянка автомобильная была, а проводились массовые спортивные мероприятия, и доступ был открыт всем желающим. Хотят выгоду извлекать — пусть. Хотя какая там выгода? Содержание бы покрыть. Но чтобы детям — бесплатно и в любое время.

— При существующем положении дел каким вы видите развитие ситуации с массовым спортом?
— Медленно, но верно он будет развиваться. Но необходима, конечно, государственная поддержка, целевая программа. Восстановление всех институтов. Тогда и страна здоровее будет, и на Олимпиадах стыдиться нечего станет.