Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Катастрофа в Черном море будет стоить четыре миллиарда рублей и десятков лет

14 ноября 2007, 10:27
На ликвидацию последствий экологической катастрофы в Керченском проливе уйдет до 10 лет, считают специалисты Международной экологической группы "Экозащита".
Работы по очистке воды и побережья обойдутся в четыре миллиарда российских рублей, подсчитали там. По мнению других специалистов, в прибрежной части ликвидация последствий катастрофы займет десятки лет.

В районе Керченского пролива уже собрано более 700 тонн нефтепродуктов. Описывая ущерб, который грозит черноморским пляжам, доцент Российского государственного социального университета Сергей Голубчиков отметил, что, учитывая опыт подобных катастроф, "здесь можно, наверно, говорить о десятках километров береговой зоны. Точные цифры нужно уточнить".

Ликвидации последствий и оценке ущерба были посвящены и переговоры премьеров России и Украины, встретившихся во вторник в районе бедствия. Стороны договорились о создании совместной комиссии. Весь ущерб природе будет подсчитан в течение текущей недели, оплатить его придется судовладельцам, чьи суда находились в акватории пролива в момент трагедии, заявил Виктор Зубков. Его украинский коллега Виктор Янукович предложил России изменить условия эксплуатации Керченского пролива.

В результате шторма, по уточненным данным Госпогранслужбы Украин, пострадали 15 судов в Керченском проливе и Черном море. Из них четыре судна затонули - это три российских сухогруза "Ковель", "Вольногорск" и "Нахичевань", грузинский "Хач-Измаил". На мель выбросило шесть судов: две российские баржи, морской кран в Севастополе и три сухогруза - два турецких и один украинский.

Всего пострадало 85 человек, из них удалось спасти 65 человек, поиски 20 (15-ти - в районе мыса Херсонес и пяти - в Керченском проливе) продолжаются, передает РИА "Новости".

Весь ущерб природе будет подсчитан в течение текущей недели Из затонувших судов, по данным украинской погранслужбы, вытекло более 1 тысячи тонн мазута (еще около 15 тысяч тонн мазута находится на судах) и 4 тысячи 460 тонн серы. Между тем, по сообщению Южного регионального центра МЧС России, из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в воды Керченского пролива попало около 2 тысяч тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находится около 7 тысяч тонн серы.

Главной причиной случившегося в "Экозащите" считают "не шторм, а недостаток мер безопасности при транспортировке нефтепродуктов и серы".

Отметим, что по факту разлива нефтепродуктов линейный отдел внутренних дел в морском порту "Кавказ" возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 252 Уголовного кодекса РФ (загрязнение морской среды). Генеральная прокуратура России объявила, что "проводятся следственные действия с привлечением специалистов МЧС РФ, Росприроднадзора и иных контролирующих органов". Кроме того, "Южной транспортной прокуратурой проводится проверка законности действий руководства портов, а также капитанов судов, пострадавших во время шторма в акватории портов "Кавказ" и "Новороссийск".

По мнению "Экозащиты", "при повышении температуры морской воды нефтяное загрязнение будет снова и снова появляться в районе разлива и его придется многократно ликвидировать на протяжении 2008 года, а возможно, и дольше". По их оценке, в результате гибели танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, при этом часть данного вещества уже опустилась на морское дно. "Очевидно, что очистить дно практически не представляется возможным, поэтому значительная часть загрязнения останется в море", - полагают они. Российские экологи считают, что работы по очистке воды и побережья обойдутся в четыре миллиарда рублей, передает "Интерфакс".

Как заявил во вторник в ходе видеомоста между Москвой и Киевом ведущий сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета РАН Александр Минин, поведение нефтепродуктов в воде зависит от сезона. Они, как правило, задерживаются в воде не более чем на шесть месяцев. "Затем они растворяются, выводятся, а в отложениях, особенно в отложениях на берегу, особенно когда они достигают слоев, куда не поступает кислород и замедлен процесс теплоразложения, там эти продукты могут сохраняться десятки лет и даже более".

Катастрофу в Керченском проливе "можно назвать долгожданной" Координатор морских программ Всемирного фонда дикой природы России Василий Спиридонов считает, что экологические последствия катастрофы можно будет ликвидировать не ранее чем через несколько месяцев, но отдаленные последствия будут наблюдаться не менее года.

Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета РАН Александр Минин напомнил, что "нефть в воде задерживается не более шести месяцев, но в отложениях, куда не поступает кислород, нефтепродукты сохраняются десятками лет". По его мнению, негативный эффект катастрофы в Керченском проливе понизился от того, что на море продолжается шторм, "продукты мазута перемешиваются, испаряются". Однако, по мнению экспертов, экологический ущерб будет исчисляться в миллионах долларов, передает ИТАР-ТАСС.

Минин привел в пример катастрофу танкера "Престиж" у берегов Европы, когда в результате разлива нескольких тысяч тонн нефти был нанесен ущерб сотням километров береговых линий. Тогда сумму ущерба специалисты оценили в 400 млн долларов. В Керченском проливе пострадают десятки километров береговой зоны, а значит, ущерб можно приблизительно оценить в десять раз меньше.

По мнению специалистов, катастрофу в Керченском проливе "можно назвать долгожданной", поскольку Россия, которая постоянно наращивает экспорт нефти через Черное море, использует старые танкеры, уже запрещенные в Европе.

Что же касается семи тысяч тонн серы, выпавшей из сухогруза в результате шторма, то особого ущерба нанесено не будет, считает Спиридонов. "В мире немного случаев, когда морская вода загрязнялась соединениями серы, а что касается чистой серы, то таких примеров специалисты вообще не припоминают. Сера инертна, и, думаю, серьезных реакций не будет", - сказал Спиридонов. Если она находится в контейнерах, ее легко поднять, заметил специалист, но, если серу перевозили россыпью - "морская вода может перемешать ее с грунтом, увеличится способность к реакциям, и тогда могут быть негативные последствия".