Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбургских бюджетников отправят на рынок

24 сентября 2010, 19:09
Юристы администрации изучают инвестпривлекательность городских учреждений.
В мэрии Екатеринбурга полным ходом идет работа над подготовкой к реализации ФЗ-83, согласно которому в 2011 году все муниципальные учреждения сменят статус и получат право на оказание платных услуг. Юристы администрации анализируют шансы на успешное функционирование учреждений в рыночных условиях и их потребность в инвестициях. При этом специалисты районных органов местного самоуправления пока не слишком хорошо представляют себе суть реформы, что показал круглый стол, состоявшийся 24 сентября в Екатеринбурге.

Данный закон предусматривает изменение статуса всех муниципальных учреждений с 2011 года на казенные, бюджетные и автономные. Это делается для того, чтобы сократить затраты государства на содержание бюджетных объектов и дать учреждениям возможность зарабатывать самим, оказывая часть услуг на платной основе. Бюджетное финансирование частично сохранится, но будет рассчитываться в зависимости от типа учреждения. Самыми защищенными будут казенные учреждения, самыми самостоятельными — автономные.

Сейчас ФБУ разрабатывает критерии, согласно которым учреждение будет отнесено к одному из трех типов. Как отметил начальник юридического отдела структуры Олег Уфимцев, в Екатеринбурге они еще не утверждены, но ряд предложений уже есть.

Казенными, предположительно станут учреждения, доля небюджетных доходов которых не превышает 10%, автономными — те, у кого эта доля больше 50%, большинство же попадут в категорию бюджетных. При этом Олег Уфимцев подчеркнул, что этот критерий — еще не окончательный. Положение о правилах отнесения учреждений к тому или иному типу находится в стадии разработки и требует утверждения специальным решением городской думы. Помимо объема небюджетных доходов, будут учтены правоспособность учреждения в определенной сфере, а также его материально-техническая база и возможность ее развития. Специалисты мэрии учтут максимум факторов, чтобы обеспечить каждому учреждению возможность существовать в новом качестве. Ожидается, что перечень учреждений с разделением их на три типа появится в октябре.

На вопрос о том, не станут ли после реформы платными практически все образовательные и медицинские услуги, директор Института муниципального развития Игорь Выдрин ответил, что «полного раздолья никто не даст», но определить уровень соотношения платных и бесплатных услуг затруднился. «Мы в самом начале пути», - отметил он.

Ожидается, что к разряду казенных будут отнесены все органы местного самоуправления, а также станции скорой медицинской помощи. Казенные учреждения будут финансироваться так же, как нынешние муниципальные, схема расчетов не изменится.

Руководитель МУ «Екатеринбургский комитет по защите прав потребителей» Андрей Артемьев нашел в этом положении подвох. Он опасается, что потеря чиновниками статуса муниципальных служащих лишит их определенных льгот и надбавок, а также снизит их доход примерно на 20%. По мнению специалиста, это приведет к оттоку высококвалифицированных специалистов из органов городской власти и снизит качество работы администрации. Эта тенденция отвечает федеральному курсу на сокращение затрат на содержание чиновничьего аппарата, но в то же время, считает Андрей Артемьев, вызовет негативные последствия на местах. Рассеять опасения чиновника докладчикам не удалось.

У второй категории - бюджетных учреждений - произойдет переход со сметного финансирования на субсидирование. Такие учреждения будут работать на основании не смет, как казенные, а плана финансово-хозяйственной деятельности. Субсидии будут нескольких видов. Первая, обязательная — на возмещение нормативных затрат по оказанию услуг, предусмотренных муниципальным заказом, включающая в себя затраты на содержание имущества, а также налоги на землю и имущество.

Наибольший интерес участников круглого стола вызвал размер нормативных затрат, подлежащих возмещению из бюджета. Так, главный специалист по правовым вопросам управления по развитию физкультуры и спорта Екатеринбурга Иван Шуров поинтересовался, будут ли одинаковы эти нормативы у двух спортивных школ по плаванию, одна из которых имеет бассейн и может сдавать его в аренду другой школе.

Начальник юридического отдела ФБУ Олег Уфимцев пояснил, что для бюджетных и автономных организаций нормативы будут рассчитываться по каждому учреждению индивидуально соответствующим распорядителем бюджета. То есть норматив затрат для каждой спортшколы будет рассчитывать управление по развитию спорта, для детского сада — управление образования, для больницы — Горздрав.

Помимо субсидии на возмещение затрат бюджетные организации получат право на субсидию инвестиционную, позволяющую развивать материально-техническую базу. Сейчас такое развитие осуществляется на сметной основе. Их размер также будет утверждаться профильными управлениями городской администрации. Для казенных и автономных учреждений такие субсидии не предусмотрены.

Автономные учреждения также будут получать от города субсидии на возмещение затрат по основной деятельности, но инвестиционные субсидии для них не предусмотрены. Олег Уфимцев сообщил, что в порядке эксперимента администрация города планирует сделать автономными по одному-два социальных учреждения в каждом районе города. Он признал, что решение это далось нелегко, так как никакого практического опыта у Екатеринбурга в этом отношении нет. «В Тюмени стать автономными пожелали почти 90% учреждений культуры. Мы пригласили их на эту конференцию поделиться опытом, но, к сожалению, никто из них не приехал», - отметил он.

Подводя итог круглому столу, директор Института муниципального развития Игорь Выдрин заявил, что вопросы реализации ФЗ-83 требуют дальнейшей напряженной работы юристов и органов местного самоуправления.