Как ранее сообщал 66.ru, 150 страховых компаний в России подвержены риску банкротства. Это значит, что каждый пятый страховщик в стране стоит на грани финансового краха. Об этом сегодня заявила заместитель начальника управления надзора и контроля Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ Елена Краснова.
Уральские эксперты сходятся в том, что банкротство страховых компаний приведет к «очищению» рынка.
Татьяна Казакова, директор Уральской дирекции РОСНО:— Понятно, что с рынка уходят в первую очередь небольшие компании, либо игроки, обслуживающие частные интересы частных экономических групп. Также в зоне риска компании, у которых возник серьезный перекос в сторону ОСАГО или убыточной части добровольного автострахования. Мы считаем, это небольшая потеря для рынка, и даже наоборот, своего рода чистка.
C другой стороны, банкротство страховой компании может иметь крайне негативные последствия для клиентов. Особенно этот вопрос актуален для владельцев полиса ОСАГО.
«Безусловно, законодательные механизмы защиты страховых взносов клиентов существуют, и они прописаны в Законе «Об организации страхового дела в РФ», — поясняет Ангелина Фадеева, директор Юридического департамента РОСНО. Этот закон обязывает страховщиков формировать специальные резервы, средства которых должны использоваться исключительно для осуществления страховых выплат.
А по закону «О несостоятельности (банкротстве)», если арбитражным судом принято решение о признании страховой компании банкротом, может быть продан и ее имущественный комплекс.
По договору страхования клиент имеет право требовать возврата части уплаченной страховщику суммы. А по договорам ОСАГО компенсационные выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Но, как всегда бывает в России, даже гарантированное законом право реализовать не так просто.
Ольга Бабаскина, директор брокерской компании «Траст»:— Процедура банкротства страховой компании — наихудший вариант развития событий для клиента. Когда процедура банкротства закончена и юридически оформлена, компании невозможно предъявить какой бы то ни было иск или требование выплат. Ответственность за клиентов, у которых в этот период еще остаются действующими страховки, несет «Российский союз автостраховщиков», поскольку именно эта организация давала лицензию на работу обанкротившейся страховой компании. Однако практика показывает, что добиться выплаты, если страховая компания — банкрот, очень сложно.
Возможно, волна банкротств будет связана также с отзывом лицензий по ОСАГО, чем в последнее время активно занимается «Российский союз автостраховщиков» — прогнозируют эксперты. Чтобы выжить, мелкие компании будут объединяться. Это позволит им сохранить лицензию и страховой портфель, увеличить уставной капитал и сберечь клиентскую базу.