Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В кафе и ресторанах России установят «счетчики копирайта»

15 января 2010, 14:03
В ближайшее время во многих кафе, барах и ресторанах России появятся специальные прослушивающие устройства, контролирующие, какую песню, когда и сколько раз крутили в питейном заведении.
Представитель Федерации рестораторов и отельеров России Мария Орлова рассказала журналистам, что для начала «счетчики» установят в качестве эксперимента примерно в полусотне ресторанов по всей стране. Если устройства хорошо себя зарекомендуют, то они появятся во всех питейных заведениях. При этом рестораны должны будут подписать лицензионные соглашения с организациями, представляющими интересы авторов — РАО и ВОИС.

До сих пор питейные заведения платили конкретные месячные ставки за использование музыкальных произведений (рассчитываются по метражу), без учета того, сколько раз песни в действительности исполнялись.

Между тем бывали случаи, когда музыка звучала редко по объективным причинам (мало посетителей, какие-то залы отданы под семинары и т.д.). В итоге руководители заведений, по их мнению, часто переплачивали.

Примечательно, пишет газета, что представители РАО не очень одобряют идею внедрения «счетчиков», поскольку считают, что они не могут учесть живую музыку, использование караоке или музыкального автомата, за которые тоже нужно платить. В ответ на это во ФРиО предлагают, чтобы за такие выступления с авторами рассчитывались не рестораны, а сами артисты.

РАО и другие «организации по коллективному управлению правами» (ОКУП) заключают договоры на использование переданных им в управление произведений в случае, когда пользователь договориться непосредственно с автором не может.

Собирают выплаты такие организации с устроителей концертов, спектаклей, и прочих зрелищных мероприятий, однако, больше всего конфликтных ситуаций возникает тогда, когда инспектора начинают требовать отчислений за музыку, звучащую в местах со свободным доступом: кафе, ресторанах, и тому подобных заведениях.

В законе это называется «публичным исполнением». Под ним понимается любое «представление произведения», которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, либо в месте, где присутствует значительное число «лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи».

Платить придется и Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) — за любую музыку, которую она захочет использовать перед началом матчей чемпионата России. В течение многих лет перед матчами звучал «Футбольный гимн» советского композитора Матвея Блантера, написанный в 1938 году.

Летом 2009 года РАО предложило организаторам матчей два варианта: полностью отказаться от исполнения музыкальных произведений перед матчами или заключить договор с РАО. Хоккейные арены уже платят за музыку, наряду с ресторанами и клубами.

Несколько ранее РАО добилось от телеканалов выплаты вознаграждений композиторам и авторам песен, прозвучавших с экранов.

Установкой оборудования в питейных заведениях займется, по данным СМИ, ООО «Партнершип фо мьюзик». ООО намерено взять на себя функции единственного посредника между гостиничным и ресторанным бизнесом и организациями, отстаивающими интересы правообладателей, — Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российским авторским обществом (РАО).

Учредителями «Партнершип фо мьюзик» являются представители гостиничного и ресторанного бизнеса, входящие в Федерацию рестораторов и отельеров. Персональный состав учредителей ООО не раскрывает.

Установленное оборудование будет вести отчетность и отправлять ее в базу данных компании через интернет. Вмешаться в этот процесс человек не может.

Обслуживание ПО будет стоить порядка 700−1000 рублей в год. Вопрос стоимости самого ПО будет решаться в зависимости от количества точек подключения. Набор воспроизводимых песен будет неограничен.