Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россия вышла на тропу антиалкогольной войны

14 января 2010, 08:57
Государство к 2020 году рассчитывает покончить с традициями русского пьянства.
Планируется более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции в стране и полностью ликвидировать нелегальный алкогольный рынок. Соответствующую концепцию утвердил премьер-министр Владимир Путин.

Авторы концепции, размещенной на сайте правительства, отмечают, что если в 1914-1917 годах в России по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра чистого спирта на душу населения, то с середины 1970-х годов началось существенное увеличение потребления алкоголя. К началу 1990-х годов потребление составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

«С учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год», — говорится в документе. Это вдвое превышает допустимую норму, установленную Всемирной организацией здравоохранения.

От случайного отравления алкогольной продукцией в России ежегодно умирают более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, — более 75 тысяч человек в год.

По данным Роспотребнадзора, в РФ более 2 миллионов человек страдают алкоголизмом. При этом в структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

«В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления — убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта», — говорится в документе.

Антиалкогольная концепция будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2010-2012 годы) запланировано снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%.
На втором этапе (2013-2020 годы) — ликвидация нелегального алкогольного рынка, снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%.

Этих показателей российские власти планируют достичь за счет реализации пакета мер, включающего среди прочего введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя, резкое ограничение рекламы алкогольной продукции и внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены от содержания этилового спирта в напитке. Сокращение потребления алкоголя, по расчетам государства, на первом этапе будет достигнуто в том числе за счет установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию и ограничения ее розничной продажи по месту и времени.

Особый интерес в концепции вызывает «ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи».

Чисто регуляторными мерами в борьбе с алкоголизмом чиновники ограничиваться не планируют. В регионах появятся программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией «с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)». Авторы концепции, в числе которых Минздравсоцразвития, считают, что эти программы сократят масштабы распития алкоголя в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и спортивных мероприятий, а также в семьях.

На втором этапе государство намерено запустить программы по формированию традиций здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры и принять меры по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем. С этой целью запланировано создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов.

В рамках борьбы с привлекательными для молодежи слабоалкогольными напитками с вкусовыми добавками, а также псевдолекарствами власти решили запретить использование информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции «в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами». Под пристальным вниманием отныне будут и пивные и винные фестивали и конкурсы, проведение которых также запланировано ограничить.