Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Монако русские обвалили цены на яхты

28 сентября 2009, 18:54
Самая роскошная в мире выставка яхт - Monaco Boat Show - в этом году представила более сотни лодок класса люкс.
Общая стоимость товара на плавучей ярмарке тщеславия тянула миллиардов на пять. Несколько лет подряд главные покупатели в порту Hercule - русские. Но хоть цены на лодки по сравнению с прошлыми годами и упали, реальных сделок было очень мало. С подробностями - обозреватель Божена Рынска.

Американская поговорка гласит: все, что плавает, летает и занимается сексом, лучше брать в рент. Большинство российских миллионеров ей следует и не вкладывается в посудины, содержать которые стоит минимум десять процентов от их стоимости в год, предпочитая снимать мегаяхты на месяц или на несколько недель в году. Все контракты на эти чартеры заключаются именно здесь, в монакском порту Эркюль. Потенциальные арендаторы обходят дозором причалы, поднимаются на палубы, выясняют, есть ли вертолетная площадка и каков размер джакузи. Их спутницы в это время изучают каюты - дизайн, отделку, размер гардеробной...

Яхта компании "Бенетти" Silver Angel вышла с верфи в этом году. Эта шестидесятипятиметровая красавица - одна из жемчужин монакского яхт-шоу. Кают-компании "Серебристого Ангела" отделаны черным мрамором и декорированы хрусталем от Лалик, кровати застелены покрывалами из серой норки, хамам облицован ониксом. Производители умудрились оборудовать яхту даже полем для гольфа. Неделя на такой лодке стоит 450 000 евро. И не успела Silver Angel сойти с верфи, как ее тут же взяли в аренду наши соотечественники.

Как удалось выяснить "Известиям", жемчужину сезона обновил русский бизнесмен Виталий Субботин. Этот человек совсем неизвестен светскому обществу, а Яндекс сообщает следопытам, что по крайней мере два крупных деятеля в России носят такое имя - бывший председатель думы города Владивостока и исполнительный директор компании "Лекс-консалтинг". Кто из них может позволить себе отдать полмиллиона евро за неделю, мы, боюсь, узнаем за пределами земного опыта.

Вот уже несколько лет подряд русские - главные клиенты монакского яхт-шоу. Обычно наших гостей - около тридцати процентов от всех посетителей выставки. Как ни странно, среди участников есть и русские производители. Но в этом году количество их было удручающе ничтожным. Светскому обозревателю не удалось отыскать следов компании Бориса Давлетьярова Hotchya Shipyard - эта компания с 2003 года делала яхты на военном заводе в Архангельске, откуда они своим ходом добирались до Монако. Глава судостроительной компании Timmerman Yachts Роман Троценко в этом году первый раз за десять лет не приехал на яхт-шоу (в прошлом году он выставлял там лодку Alexandra, и вечеринку на этой лодке, кстати, посетил Роман Абрамович).

Зато по-прежнему в фаворе питерская компания "Транзас" - мировой лидер по производству компьютерных систем управления дорогими судами. Название этого бренда ничего не говорит зевакам и праздношатающимся по выставке синьорам из общества, однако мореходы и судовладельцы знают, что восемьдесят процентов яхт в мире оснащены транзасовским оборудованием, которое производится в России.

Монакское яхт-шоу это еще и отличная площадка для адюльтеров. Но красивых женщин в этом году было так же мало, как и толстых покупателей, - большинство реальных тузов на выставку не приехали. Говорят, что якобы в порту Эркюль был замечен Олег Дерипаска. "Свою лодку продать на металлолом решил?" - дружелюбно спрашивали мореходы. "Вряд ли, - отвечали знатоки. - Зачем ему с имуществом расставаться? Проблема-то теперь не его, а банков".

Наши судовладельцы не стремятся расстаться со своими игрушками. Исключение разве что олигарх Григорий Березкин. Точно установить владение яхтой того или другого олигарха практически невозможно - все записывается на офшоры. Однако мореходная общественность утверждает, что пятидесятиметровая лодка QM of London принадлежит именно Григорию Березкину. На монакском яхт-шоу за нее просили шестнадцать миллионов евро, но, по слухам, за двенадцать отдадут. В любом случае яхту сбрасывают не потому, что кормить нечем, а потому, что она не очень новая - 1998 года постройки, да и вообще олигарх якобы охладел к морю.

Мировая же яхт-общественность сбрасывает свои затратные увлечения просто потому, что содержать их не по средствам. Так, продается в этом году яхта Nero. Эту огромную, скопированную со старинной лодки одного из американских миллиардеров посудину в этом году брал в чартер бизнесмен Алекс Шусторович. И по его приглашению на борту Nero отдыхала Наоми Кэмпбелл. Сейчас владелец Nero продает свою винтажную диковину за 70 000 000 евро.

Одна из самых больших лодок - семидесятиметровая Nomad - когда-то принадлежала некоему гольфисту. Построили ее за совершенно сумасшедшую сумму, а потом гольфист сбыл Nomad двум казахским братьям-бизнесменам. Братья потеряли на кризисе почти все. Лодка за долги перешла банку, который сейчас ее и продает. Избавиться ему нужно быстро, официальная цифра звучит как сорок миллионов, но говорят, что отдадут и за двадцать пять.

Вечером, после закрытия яхт-шоу, на мегаяхтах начинаются вечеринки. Гости, в основном торговцы и брокеры, обсуждают текущую ситуацию. Два-три года назад цены были, по выражению одного из реальных покупателей, "дурацкие" - например, за мегаяхту могли просить 150 000 000 долларов. Когда-то стоимость яхты считалась "не дурацкой", резонной, если просили миллион за метр. Потом за метр стали просить два миллиона. И сейчас цены возвращаются обратно к "недурацкому" миллиону. Но в нынешней экономической ситуации и это кажется покупателям неоправданно дорогим. В целом торговцы говорят, что в этом году не было ни одной продажи русским.

Мельком был замечен на яхт-шоу миллиардер Леонард Блаватник. Он приезжал с инспекцией в свой "Гранд Отель де Кап Ферра", расположенный в самом дорогом садоводстве Лазурного Берега. Пожалуй, это единственный объект на Сote d`Azur, который не только не пострадал от кризиса, но наоборот - рванул так, что в сезон на пляж "Гранд Отеля" не попасть ни за какие деньги, а в ресторан, где звучат вальсы и мазурки, надо записываться за две недели. По пути в свою вотчину господин Блаватник проинспектировал и цены на лодки. И судя по тому, что он ничего не стал покупать, "резких баргинов" не было. Очень хорошее за очень дешево по-прежнему не взять, и цены еще будут падать и падать.