Раздел Общество
26 августа 2009, 14:53

ФАС взялась за закусочные в аэропортах

Федеральная антимонопольная служба начинает масштабные проверки в российских аэропортах. Повод – заоблачные, по мнению ведомства, цены на продукты и напитки в буфетах аэровокзалов.
ФАС подозревает в заговоре и владельцев точек общепита, и руководство вокзальных комплексов, поэтому намерена выяснить, на основании чего чашка «бочкового» кофе стоит 150 рублей. Хотя опытным пассажирам все ясно и без проверок: проблема отнюдь не в буфетчиках, а в политике транспортных компаний.

Петербурженка Виктория – финансовый директор российского филиала крупной европейской корпорации и львиную долю своего времени она проводит в дороге. Авиаперелеты и часы ожидания в залах аэропортов – для нее норма жизни. Для женщины, которая прекрасно разбирается в законах бизнеса, не является загадкой, почему в аэропортах Москвы и Петербурга нехитрая снедь в буфете стоит в разы дороже, чем в Париже и Амстердаме – бизнес монополизирован.

- За чашечку отвратительного растворимого кофе я плачу в «Пулково-2» 150 рублей, сэндвич в контейнере, который в городском супермаркете стоит 40-80 рублей, обходится в аэропорту в 200-250. А в Амстердаме – одном из самых дорогих городов Европы, хороший эспрессо стоит 2 евро, отличный свежий бутерброд – примерно столько же, - рассказывает Виктория.

Тяжелее всего приходится курильщикам, ведь кафе и рестораны – единственное место в аэровокзалах, где можно скоротать время ожидания с сигаретой. Человек, захотевший покурить с чашечкой кофе, узнает ее стоимость только после заказа, например, во Внуково ценник на кофе не в общем меню, а в виде отдельной таблички повешен под потолком. Столь же неприятный сюрприз ожидает пассажира, пожелавшего перекусить. То, что ножка цыпленка стоит 350 рублей, он узнает, только когда сей кулинарный шедевр на пластиковой тарелке будет уже лежать перед ним на стойке.

Никто не сомневается, что цены всех аэропортовских общепитов согласованы. Но доказать этот факт будет практически невозможно. Рестораторы просто покажут проверяющим договоры аренды – сколько они официально платят владельцам аэровокзала: 1200 – 1500 долларов за квадратный метр в год. Понятно, что есть и неофициальные платежи – за «входной билет» на прибыльное место, за проверки службой безопасности аэропорта (ведь все вносимое в здание должно досматриваться), за хорошие отношения с администраторами зала – чтобы не накатали кляузу своим начальникам. Тут и 500 рублей за бутерброд будет мало.

Но и у администрации аэропортов есть что сказать проверяющим. Вокзальные чиновники предъявят контролерам бухгалтерские документы, согласно которым их предприятия работают или на грани рентабельности, или вовсе убыточные, поэтому приходится зарабатывать на всем – в том числе и на сдаче площадей в аренду. И это тоже будет правдой. «Красноярские авиалинии», хабаровское «Дальавиа», несмотря на беспрецедентно дорогие билеты, уже обанкротились - не доводить же до этого остальные авиапредприятия и их вокзальные комплексы!

Разумеется, проверка ФАС будет иметь некий воспитательный эффект, цены, возможно, немного снизят. Например, когда в июне прошлого года премьер-министр Владимир Путин возмутился тем, что цены на авиакеросин в столичных аэропортах оказались самыми высокими в мире. Антимонопольная служба провела тогда большую проверку, фактов сговора не обнаружила, однако керосин подешевел. Думается, таков же будет эффект и от «буфетной» компании. Но настоящей конкуренции – например, появления «независимых» заведений общепита за пределами аэровокзалов, воздушные начальники, конечно, не допустят – разумеется, под предлогом обеспечения безопасности.

Более того, примеру коллег-авиаторов решили последовать железнодорожники. Со всех вокзалов РЖД, начиная с московских, к 2010 будут изгнаны все киоски и павильоны общественного питания. Предлог не нов – антисанитария, обитание у этих ларьков бродячих собак и асоциальных элементов. Можно было бы просто усилить контроль за соблюдением санитарных правил, но загнать пассажиров в два-три официальных вокзальных буфета, конечно, выгоднее.

Запретить монополистам злоупотреблять своим монопольным положением невозможно – они обязательно найдут лазейки в законах, предлоги для того, чтобы взвинтить цены. Но бороться с этим все равно нужно.
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.