Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Татьяна Мерзлякова просит прокуратуру разобраться с новым налогом на жилье

5 августа 2009, 14:06
Татьяна Мерзлякова просит прокуратуру проверить правомерность действий налоговых органов по изменению порядка исчисления налоговых платежей на имущество физических лиц.

В конце июля этого года жителям Свердловской области начали поступать платежные извещения об уплате налога на имущество, в частности, на жилье. Суммы налоговых платежей по сравнению с предыдущим годом значительно выросли, что объясняется не только и не столько повышением с 1 января инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, сколько применением новой методики исчисления платежей. Более всего новый порядок исчисления платежей затронул интересы собственников жилья, имеющих жилье в долевой или совместной собственности.

Уполномоченному по правам человека стали поступать по этому поводу жалобы, и Татьяна Мерзлякова направила письмо первому заместителю прокурора Свердловской области старшему советнику юстиции Владимиру Векшину.

В письме, в частности, говорится:
«Ранее при исчислении суммы налога общая инвентаризационная стоимость жилья делилась на количество собственников, а затем к результату применялась та или иная ставка налога.

С 1 января 2008 года налоговые органы Российской Федерации, ссылаясь на письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19, исчисляют сумму налога на имущество физических лиц с применением ставки от стоимости объекта налогообложения в целом, а уже полученный результат делится на количество собственников, в результате чего налог увеличивается в разы.

Правомерность изменения порядка исчисления налоговых платежей вызывает сомнения, поскольку за последнее время ни налоговое законодательство, ни размер ставок налога на имущество не менялись. Упомянутое же выше письмо Минфина РФ к числу нормативных актов не относится.

Вызывает сомнения и правомерность распространения вышеизложенного порядка исчисления суммы налога на имущество физических лиц на 2008 год.

Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Разрешая вопрос об их конституционности, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что, по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет. Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причем положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (Определение от 03.07.2007 г. N 747-О-О, постановления от 24 октября 1996 года N 17-П, от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 30 января 2001 года N 2-П и др.) Представляется, что сформулированный Конституционным Судом принцип применим и к случаям придания обратной силы правоприменительной практике, ухудшающей положение налогоплательщиков».

В связи с изложенным уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова попросила заместителя прокурора Свердловской области Владимира Векшина в порядке осуществления прокурорского надзора проверить правомерность действий налоговых органов в части изменения порядка исчисления налоговых платежей на имущество физических лиц в 2009 году, а также придания ему обратной силы путем распространения его действия на 2008 год, результатом чего явилось значительное ухудшение положения граждан-налогоплательщиков.