А один экипаж умудрился по документам управлять сразу двумя бортами.
По требованиям безопасности полетов пилот должен отдыхать на земле в два раза больше времени, чем провел в воздухе. Столько нужно для восстановления сил и внимания.
Несмотря на это, в 80 процентах авиакатастроф винят человеческий фактор. Опытные пилоты вдруг теряют пространственную ориентацию, путают рычаги управления.
Но руководство «Аэрофлота» допускает к полету экипажи без полного отдыха между сменами, говорится в акте проверки Трудовой инспекции. Например, 9 июля прошлого года пилоты авиакомпании в 9 утра вылетели в Варшаву, а после возвращения на базу в Шереметьево сразу же слетали в Астрахань и обратно. Рабочий день закончился в четыре утра. На следующий день в 11 утра экипаж уже взял курс на Санкт-Петербург.
- Переработки происходят в основном из-за форс-мажора - сложной метеообстановки, неисправностей... И если самолет вынужден переждать непогоду на запасном аэродроме, полетное время пилотов увеличивается, - объясняет замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Такие случаи он считает нетипичными.
Нетерпеливые
Трудовые инспекторы выявили шокирующие случаи работы стахановцев за штурвалом. Один из экипажей совершал рейс 837/838 из Шереметьево-1 в Санкт-Петербург и обратно с 5.40 до 10.55. Парадоксально, но тот же экипаж в 10.35 уже вылетел в Санкт-Петербург по другому рейсу - 843/844 и вернулся в Москву в 16.15.
Мало того что экипаж с раннего утра трудился без отдыха, так, по документам, одни и те же пилоты в течение 20 минут одновременно пилотировали два самолета. В 10.10 они совершили посадку воздушного судна, а уже в 10.13 проходили медицинскую комиссию, готовясь к следующему заданию.
- Пассажиры не могут ждать, пока пилот отдохнет. Но мы как профсоюз требуем: если у пилота по объективным причинам был укороченный отдых между полетами, то перед следующим вылетом он должен полноценно отдохнуть. Нужен допконтроль со стороны профсоюза. «Аэрофлот» со своим профсоюзом это не согласовал, - говорит Милослав Бойчук, президент профсоюза летного состава России.
Перелетали
Как выяснила Трудовая инспекция, переработки в «Аэрофлоте» у некоторых экипажей были систематическими.
Нормами определено: пилот должен летать не более 80 часов в месяц и 800 часов в год. Но эти нормы в компании превысили. Например, полетное время командира воздушного судна Баратьянца летного отряда ИЛ-96 с 19 августа по 15 сентября 2008 года составило 113 часов.
- Отклонения бывают. 2 - 3 случая на 1800 пилотов - это не проблема, о которой можно говорить как о катастрофе. Если бы тысяча пилотов перерабатывала, это была бы чрезвычайная ситуация, - утверждает Лев Кошляков.
Но профсоюз пилотов говорит, что переработка давно стала нормой. И виновата в этом система оплаты.
- В «Аэрофлоте» режим оплаты подталкивает к налету большего количества часов. До 30 часов налета в месяц - одна оплата за час, выше 80 - в пять раз больше. Профсоюз ведет переговоры с компанией об отмене этой системы, - продолжает г-н Бойчук.
Он утверждает, что за рубежом пилотам платят гарантированную зарплату за рабочее время. Например, Finnair оплачивает 152 рабочих часа, выработает их пилот или нет.