Совокупное число зарегистрированных в 2025 году коррупционных преступлений превысило 43 тысячи. Раскрыты — почти 39 тысяч из них. Размер материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам вырос до 16 млрд рублей, рассказал ТАСС начальник ГУЭБиПК МВД РФ генерал-лейтенант полиции Андрей Курносенко.
По данным МВД России, самое распространенное преступление такого рода — дача взятки (почти 8,8 тысяч преступлений), на втором месте получение взятки (8,5 тысяч), мелкое взяточничество — чуть менее 5,9 тысяч случаев. Посредничество при получении и передаче взяток — 3,6 тысяч. Случаев коммерческого подкупа выявлено 2,4 тысяч.
Основной объем финансовых нарушений пришелся на сферу госзакупок, особенно в рамках нацпроектов по инфраструктуре, рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах. Значительная доля уголовных дел связана со сговорами при распределении контрактов на строительство дорог и объектов ЖКХ.
Новый повод получения незаконного вознаграждения — ускорение обработки цифровых обращений. Схему применяют в различных отраслях, в муниципальных и государственных организациях. В ряде регионов возник негласный рынок «ускоренной» обработки цифровых заявлений. Речь может идти о чем угодно — от получения лицензии до субсидий.
«Гражданину или бизнесу прозрачно намекают, что стандартный срок рассмотрения, например, месяц. Часто бывает, что обратившийся за госуслугой человек не рассчитал сроки подачи документов. В этом случае ему предлагают заплатить за «приоритетное обслуживание» и обещают решить вопрос в считанные часы. Деньги переводятся якобы за «консультационные услуги» родственной коммерческой структуре», — объяснил источник издания.
В топе с точки зрения коррупционных рисков остается строительная отрасль. К взяткам за согласование перепланировок добавились схемы с фондом капремонта и выбором подрядчиков для управления многоквартирными домами.
Специалист по оргпреступности, руководитель службы безопасности крупного холдинга и полковник милиции в отставке Валентин Становов считает, что без системного усиления независимости судебной системы, защиты прав «информаторов» и дальнейшего снижения административного давления на бизнес коррупция будет лишь эволюционировать.
Курносенко, напротив, считает существующие правовые нормы «эффективными при их неукоснительном применении».