Транспортная реформа в Екатеринбурге вступила в полную силу с 1 февраля 2025 года: перевозчики перешли на брутто-контракты, а трамваи, троллейбусы и автобусы постепенно отказываются от кондукторов.
Суть брутто-контрактов заключается в том, что перевозчикам платят деньги не за количество пассажиров, а за пройденные километры. Раньше водители были лично заинтересованы в сборе оплаты, ведь часть выручки шла им. Теперь же все деньги от продажи билетов поступают напрямую в бюджет города, а водителям платят фиксированную зарплату. Из-за внедрения безналичной оплаты и валидаторов потребность в кондукторах снижается. В результате пассажиров никто не контролирует, и они реже оплачивают поездки. Это приводит к тому, что мэрия теряет деньги.
Чтобы ловить «зайцев», создали Центр управления городскими перевозками, где работают десятки контролеров. С апреля 2025 года они выявили 2,5 тысячи безбилетников. Скоро таких, как они, будут штрафовать на 2,5 тысячи рублей.
Для того, чтобы выяснить, сколько денег теряет мэрия, редакция 66.RU отправила корреспондентку Алину Харитонову в течение двух дней кататься на всех видах наземного городского транспорта. Перед ней стояли две задачи:
В первый день смотрю, как дела у частных перевозчиков.
Около 12 часов захожу в автобус №52. Салон наполнен людьми. Воздух тяжелый, очень жарко. Форточки закрыты. Кондиционер, если он и есть, явно не работает. Протискиваюсь через людей, чтобы найти валидатор. Это дается нелегко.
Вместе со мной заходит еще человек 15. Молодой парень в наушниках равнодушно проходит мимо валидатора и берется за поручень. Воспитатель, которая завела внутрь группу детей, подходит к терминалу и оплачивает поездку за каждого ребенка «Е-Картой». Пара студентов, уткнувшись в телефоны, просто проходят дальше, даже не взглянув на устройство для оплаты.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
За 20 минут поездки в этом автобусе становится все меньше и меньше свободного места, а водитель ни разу не напоминает о необходимости оплатить проезд. Вспомнилось, как еще полгода назад они настойчиво кричали об этом на каждой остановке. Теперь же их, кажется, совершенно не волнует количество проданных билетов.
Следующий автобус — №89. Внутри все также нет воздуха. Люди стоят спиной к спине. Женщина в оранжевой жилетке с надписью «Контролер» проходится по автобусу: «Билеты, пожалуйста!». И это работает. Подсчитываю: из 35 пассажиров только двое не оплатили. Один сказал, что «оплатил по QR-коду», другой — что «уже оплатил». Их проверять не стали.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Третьим я решила проверить маршрут №45. Днем там мало людей. С ветерком едем от Ельцин Центра до «Радуги Парка». За это время в автобусе проезжает несколько десятков человек. И хотя никаких препятствий на пути к валидатору нет, четверть из них забывает (а может, и нет) оплатить проезд. Водитель за 25 минут поездки ни разу не обращает на это внимания.
На второй день я переключилась на муниципальный транспорт, включая трамваи и троллейбусы. В салоне 6 и 15 трамваев, где еще работает кондуктор, совсем другая картина. Женщина в яркой жилетке с грозным видом обходит каждый ряд. Она внимательно следит, чтобы все приложили карту, и не стесняется громко напомнить рассеянным пассажирам об оплате.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Заметно, как даже самые хитрые «зайцы» в ее присутствии стараются притвориться, что вот-вот оплатят по QR-коду. Но женщина внимательно стоит и ждет онлайн-чек. Здесь из 40 зашедших пассажиров проезд оплатили 38 человек.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
А вот в троллейбусе, курсирующем по одному из центральных маршрутов без кондуктора, ситуация противоположная. Захожу в салон, который, кажется, не проветривался уже давно. Кондиционер на удивление тоже не включен, хотя машина новая. Через людей дотягиваюсь картой до ближайшего валидатора. После звука оплаты прячу проездной в сумке.
Поездка длилась 30 минут. За это время из 50 человек к устройству подошли только 37. Остальные делают вид, что это не их проблема. Некоторые пытаются оплатить через QR-код, но с переменным успехом — из-за тряски камерам в телефонах сложно сфокусироваться. Один парень лет 25-ти через несколько попыток сдается и спокойно занимает место в троллейбусе.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Следующий — 25-й автобус. Пытаюсь пройти к валидатору у двери. За мной заходит группа школьников. Один в красной кепке бросает на валидатор быстрый взгляд, другой шепчет: «Он не работает, я здесь езжу каждый день». Все четверо проходят мимо, сев на свободные места. Девушка с коляской достает телефон, чтобы сканировать QR-код. Получается не сразу, но она оплатила. В этом автобусе из 45 пассажиров 15 человек проехали «зайцем».
За два дня моих поездок я проехала в шести разных салонах. По моим подсчетам, за все это время мне повстречалось 300 пассажиров. Из них 40 человек вообще не пытались оплатить проезд. А водители теперь действительно игнорируют «зайцев». Зато там, где есть кондукторы, безбилетников заметно меньше.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
По нашим расчетам, примерно 9% пассажиров проезжают без оплаты. По данным мэрии, все еще печальнее, и бесплатно ездят в общественном транспорте около 15–20%.
Для расчетов мы использовали данные по пассажиропотоку за 2024 год. Наземным транспортом воспользовались 268 миллионов пассажиров. Дальше мы считали с помощью математической пропорцией. Выяснили, что 9% безбилетников — это 24,1 млн человек, 15% — это 40,2 млн человек, а 20% — это 53,6 млн человек.
В городе действует разная сетка тарифов. Стоимость оплаты меняется в зависимости от способа оплаты (QR-код или наличка/банковская карта), а также от категории «Е-Карты» (пенсионная, студенческая и т.д). Для расчетов мы взяли общеутвержденный тариф в 33 рубля.
Получилось, что из-за безбилетников, которых с началом транспортной реформы стали реже призывать к оплате проезда, бюджет города теряет минимум 796 млн рублей ежегодно. А если взять официальные данные мэрии, то потери получаются еще больше — от 1,33 до 1,8 млрд рублей.
![]() Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В администрации города о проблеме знают. Там не считают, что люди сознательно не платят за проезд, рассказали 66.RU в пресс-службе мэрии.
«Сформировалась привычка — кондуктор должен подойти с терминалом и обилетить. А если человек зашел и сел, то он с меньшей вероятностью заплатит за проезд», — объяснили в горадминистрации механизм проблемы.
Чиновники планируют решить проблему с помощью рейдов контролеров. Там ожидают, что безбилетников станет меньше, когда «зайцев» начнут реально штрафовать. По словам представителя мэрии, это произойдет «в ближайшее время».
Текст: Алина Харитонова