Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия

21 апреля 2025, 15:00
Фото: Антон Буценко, 66.RU
На рынок труда массово выходит новое поколение. Те, кто никогда не писал резюме в Word, не носил галстук по требованию и не думает, что «карьерный рост» — это про 10 лет на одном месте. Поколение Z — те, кто родился после 1997 года. В России их больше 22 миллионов. И у них на работу свои планы. Какие — узнал корреспондент 66.RU.

Нынешние студенты ищут не карьеру. Они ищут жизнь, где работа — это не каторга, а часть, которая не съедает все остальное. Исследование Skillbox и Skillfactory показало: 63% представителей поколения Z выбирают удаленку, 60% — оценивают гибкость графика как главное условие.

Поколение Z — как стартап: быстро адаптируются, любят тестировать, не боятся провалов, но требуют честной обратной связи и свободы действий.

Они ищут работу не на сайтах с вакансиями, а в Telegram-каналах, в сторис друзей, в TikTok или где-то на тусовке, среди своих. Одна из таких прошла в УрФУ. Это «Время карьеры» — масштабная встреча студентов, работодателей, экспертов, кадровых агентств и образовательных учреждений.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В главном корпусе УрФУ собрались представители 30 крупнейших компаний страны. Среди них УБРиР, «Контур», «ТМК», «Русал», Русская медная компания, «Группа Синара», ВСМПО-АВИСМА и другие. Они искали лучших работников среди тысяч студентов из разных вузов Екатеринбурга.

По мнению HR-экспертов из InterSearch Russia, поколение Z — это «самое осознанное и требовательное к качеству среды поколение за последние десятилетия».

«Это те ребята, которые драйвят изменения. Это максимально активные и вовлеченные люди. Они отличаются своей живостью в принятии решений, своей харизматичностью. Они добиваются результата несмотря ни на что», — объясняет HR-директор банка УБРиР Тамара Бурминская.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Тамара Бурминская

По данным CFO-Russia, 82% зумеров выбирают компанию по смыслу. Если продукт полезный — хорошо. Если токсичный, скучный или просто «ради прибыли» — можно даже не начинать диалог.

«Я не хочу просто «где-то работать». Я хочу делать что-то, что реально кому-то нужно. И чтобы рядом были живые люди, а не боты в костюмах», — говорит Кристина, студентка УрФУ, пришедшая на «Время карьеры» за ощущением, а не за оффером.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

При этом 94% из зумеров хотят расти и учиться — но не в стиле «через пять лет ты можешь стать лидом». Им важен понятный, быстрый и, главное, добровольный рост — без давления и формальностей.

Так, например, Антон Макаров пришел в УБРиР чуть больше года назад и уже вырос до ведущего специалиста отдела подбора персонала. «Я работаю на одном этаже с руководителями и топ-менеджерами — это дает реальный карьерный буст. Нравится открытая культура и полное отсутствие дресс-кода. Можно встретить коллег и в тапочках, и в туфлях — и сразу понятно: здесь все — просто люди», — делится Антон.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Антон Макаров

Зарплата? Конечно, тоже важна. 73% зумеров говорят об этом прямо. На «Времени карьеры» семь из десяти студентов, которых опрашивал 66.RU, сказали, что хотят зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц. Некоторые готовы на меньший доход — 60, а то и 30 тысяч рублей. Но это только на время учебы. После окончания вуза они хотят зарабатывать кратно больше.

«Сейчас я зарабатываю 30–40 тысяч рублей в месяц. Но это только покрывает мои базовые потребности. Потом я хотела бы получать от 60 тысяч. Кофе с печеньками — это здорово, но все-таки мы в магазинах расплачиваемся деньгами, поэтому аспект с зарплатой невозможно игнорировать», — отмечает 20-летняя Алена, которая пришла на «Время карьеры», чтобы узнать, какие есть перспективы.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Но зарплата — это только «билет на вход». Дальше начинаются вопросы: какой тон внутри команды? Кто мой руководитель? Можно ли выгореть — и не бояться об этом сказать?

«Не хочется страдать на работе. Все рано или поздно сталкиваются с выгоранием. Я хочу работать там, где об этом говорят открыто, где поддерживают и организуют тренинги для сотрудников», — рассказывает Ева Демакова, второкурсница РГППУ и участница карьерного форума «Время карьеры».

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Компании, к слову, все чаще откровенно говорят с молодыми специалистами о будущем. Например, в УБРиР, крупнейшем банке Уральского федерального округа, новичкам дают реальную ответственность уже в первый год — можно запустить свой проект, участвовать в принятии решений, быть в центре движения. И при этом — не терять личную жизнь. Один из принципов — «на работе — как дома».

«У нас есть буквально все: от настольного футбола и PlayStation до йоги в обеденное время и больших секций. Я, например, состою в клубе по футболу нашего банка», — делится Антон Макаров.

Во время встречи с представителями компаний студенты активно интересовались IT-направлением банка. В ответ им рассказывали про масштабное обновление цифровой инфраструктуры, над которым сейчас работает команда УБРиР. У банка уже есть много IT-продуктов, среди которых и приложение УБРиР, которое входит в топ-10 лучших, по оценке Markswebb. Поэтому студентов готовы брать на работу прямо сейчас и на перспективу роста.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— А у вас в офисе в тапочках ходят? — спрашивают кандидаты банкиров.
— Да, и никто не осуждает, если они пушистые.
— А если я в пижаме приду, то меня уволят? — продолжают студенты.
— Ни разу так никто не приходил, но за это точно не выгонят, — уверяют в УБРиР.

За вечер через такие диалоги с работодателями прошли две тысячи студентов.

Помимо общения, компании проводили мастер-классы, рассказывали о стажировках и прокачивали навыки — в неформальной и поддерживающей атмосфере. За пять часов студентам объяснили, как бороться с прокрастинацией, сохранять вовлеченность, быть проактивными не только в работе, но и в жизни. Учили, как уверенно держаться на публике, аргументированно вести диалог и грамотно управлять личными финансами.

«Не хочется страдать на работе». Поколение Z выходит на рынок — и сразу ставит условия
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Кульминацией стала «прожарка» резюме. Лучшие HR-специалисты разбирали документы студентов буквально по строчкам — объясняли, что помогает выделиться среди сотен анкет и как сделать так, чтобы выбрали именно тебя.

Поколение Z уходило со «Времени карьеры» не с блокнотами и флаерами, а с чек-листом того, как, по их мнению, должна выглядеть нормальная работа. Тапочки в офисе, коллеги, которые ценят твою индивидуальность, уют, как дома, и начальник-человек, который верит, что ты справишься.

Реклама. ПАО КБ «УБРИР», ubrr.ru, erid:F7NfYUJCUneRHyjvxpwv

Анна Митчина