Кинокомпания Red Pepper Film начинала в Екатеринбурге как рекламное агентство — снимали ролики для брендов. Затем стали создавать музыкальные клипы и короткометражные фильмы. В 2018 году вышла трогательная короткометражка «Интервью» про поиски отца и семейные узы, которая на самом деле была рекламой консервированных огурцов и помидоров.
Лента стала победителем на «Кинотавре», а также получила кинопремию «Золотой орел». С того момента название уральской кинокомпании и имя режиссера из Кировграда стало крепче закрепляться в индустрии. Сейчас Red Pepper Film регулярно снимает фильмы и сериалы, сотрудничает с крупными российскими онлайн-кинотеатрами. И не только.
24 октября в прокат вышел второй полнометражный фильм Ивана Соснина «Пришелец». Съемки оплатили за счет своих средств и денег друзей, которые согласились профинансировать ленту.
Немного о сюжете: слабослышащий «дурачок» Леша, который живет в самодельном доме из мусора, рисует странные круги на полях и пытается поймать радиоволны с надеждой, что сможет связаться с внеземной цивилизацией. Жители деревни смеются над Лешей, но все меняется, когда к нему пришла девочка-пришелец. Несмотря на отсутствие государственного финансирования, без которого сейчас не обходится ни одна крупная картина, лента стала лучшей на главном фестивале страны — Московском международном кинофестивале.
Интервью с Иваном Сосниным получилось большим. Если сейчас у вас нет времени читать его целиком, ниже — краткий пересказ. Он же — оглавление: нажав на заинтересовавший тезис, вы можете сразу перейти ровно в ту часть интервью, где Иван его раскрывает.
— Путь вашей компании начался со съемки рекламы, и долгое время вы были рекламным агентством. И вполне себе успешным. Почему решили снимать фильмы?
— Реклама — это временная история. Когда ты создаешь ее, то тратишь большое количество времени, ресурсов, денег, энергии, а потом зрители это видят буквально 15 секунд, еще и переключают. Они не относятся к этому произведению серьезно, а воспринимают как какой-то спам, информационный шум. Это грустно. Ну, и поняли, что хочется создавать все-таки что-то такое, что люди будут хотеть смотреть, а не переключать. Интересный контент, которым захочется делиться с близкими. Мы решили переформировать все агентство под компанию, которая занимается съемками видео. Начали с малых форм — музыкальные клипы, короткометражные фильмы — постепенно. Сейчас уже пришли к полному метру.
— В вашей фильмографии в основном как раз короткометражные фильмы. Почему? Это был постепенный этап развития или у такого формата художественный язык ярче?
— Короткометражки — это такое логичное продолжение рекламы. Короткометражные фильмы мы часто снимали при поддержке брендов. Мы работали с компаниями и предлагали им снимать вместо рекламы короткие истории — душевные фильмы, которые будут интересны людям, где бренд будет не отталкивать, а, наоборот, притягивать человека. Эта история всем понравилась. Причем на это уходит примерно такой же бюджет, как у рекламных роликов.
Мне форма короткого метра нравится и по сей день. Я уже начал снимать длинные метры, сериалы, но не ухожу от короткометражек. Часто просто бывают идеи, которые умещаются именно в короткую форму. В полном метре их, например, не раскрыть. Я понимаю это сразу же, когда пишу сценарий.
Фото: кадр со съемок сериала "Юг", Red Pepper Film |
---|
— Как вы позиционируете себя? Кто ваш зритель?
— Я бы хотел позиционировать себя как режиссер для широкого зрителя. Я не люблю мат, сам не курю, и мне хочется, чтобы в моих фильмах герои тоже меньше ругались матом, меньше курили, не имели каких-то вредных привычек. Кино, которое я снимаю, можно смотреть и взрослым, и детям, и с детьми. Поэтому я хотел бы верить, что мое кино можно смотреть практически каждому человеку.
— У вас достаточно много фильмов про семью, про традиционные ценности. С чем это связано?
— Мне просто нравится писать такие сценарии: про семью, про семейные отношения. Не знаю, эта тема меня волнует. На мой взгляд, это то, что сильнее цепляет и держит зрителя, выводит его на эмоции. Мне комфортно работать с таким материалом.
— Как пришла идея снять «Пришельца»?
— Идея пришла давно. Я хотел снять фильм, связанный с космосом, с инопланетянами, но долго не решался на написание. Был 2022 год, экономическая ситуация непростая. Многие клиенты наши ушли, либо вообще из России, либо заморозили свои рекламные активы. Мы решили, что раз освободилось время и есть возможность экспериментировать, то надо попробовать.
Я просто сел и буквально за две недели написал сценарий «Пришельца». Моя жена и продюсер Яна Шмайлова показала мне фотографию Алены Мирошниковой, девочки, которая сыграла у нас, собственно, роль пришельца. И я, когда ее увидел, понял, что это тот самый пришелец, про которого я хотел снять кино, и уже начал расписывать сценарий. Я вдохновился ее взглядом. Таким глубоким, одновременно детским, но очень взрослым взглядом. И понял, что пришелец именно так в моем мире и выглядит. А героем Лехой мы вдохновились, наверное, когда пообщались с хозяином дома. Мы специально ездили к этому «дому из мусора» (дом находится в поселке Мурзинка около Новоуральска, — прим. ред.).
Фото: Евгений Рухлов |
---|
— Что вы хотели донести до зрителей? Какой посыл закладывали?
— Там довольно много всего заложено. Есть и экоповестка про то, что нужно беречь нашу природу, нашу землю. Про отношение к животным. Про инакомыслие, про то, как странному, непохожему человеку сложно в обществе и как общество реагирует на странность одного конкретного человека и его не принимает. Это фильм про терпимость, про толерантность, про инаковость. Про то, что отличие человека не делает его врагом или каким-то плохим. Все мы разные и нужно принимать людей такими, какие они зачастую есть.
— Какой бюджет был у картины?
— Бюджет — небольшой для авторского фильма. По средним показателям он совсем маленький. Сначала снимали на свои деньги — мы с Яной снимали личные деньги с карты, на них покупали билеты артистам, бронировали отели, а дальше уже нашли дружественных спонсоров, которые тоже вложились в проект. Но это все частные инвестиции от нас и наших друзей.
— Ожидали такой хороший отклик?
— Да нет, честно говоря. Мы решились на эту авантюру и даже не думали об этом. Для нас в моменте было важно просто поэкспериментировать. Мы не думали, что нас это доведет до больших кинофестивалей, до проката. Это просто был акт творчества и какое-то стихийное желание снимать кино.
Фото: Евгений Рухлов |
---|
— Вы довольно маленькая кинокомпания. Как вы ищете бюджеты для съемок? Кто вам помогает?
— Один из каналов финансирования — это бренды. Мы стараемся интегрировать бренды в наши фильмы, в наши работы. Еще один источник — это какие-то государственные средства, поддержка Министерства культуры. Вот сейчас мы снимаем второй фильм при поддержке Министерства культуры. Ну, и есть еще независимые продюсеры, меценаты, ребята, которые просто хотят вкладывать деньги в хорошее кино. У нас есть такие друзья, и иногда мы идем к ним, чтобы они поддержали наш проект.
— Как снимать доброе авторское кино без гигантских спонсоров? У вас есть какой-то рецепт?
— Если говорить о «Пришельце», здесь очень важно заразить всех идеей, чтобы они в нее поверили и решились на этот эксперимент. Решились запрыгнуть в этот горящий вагон, который летит, и нужно как-то снимать в условиях отсутствия бюджета и отсутствия сна. Просто на чистом энтузиазме.
Мы с Red Pepper Film, с нашей командой, уже столько лет снимаем кино, мы большие друзья, поэтому единодушно поддержали эту инициативу. Решили, что вместе просто уедем в деревню на 10 дней и снимем это кино. И пусть оно не принесет нам денег, но зато мы хорошо проведем время и будем делать то, что нам действительно нравится.
Когда нет денег, ты можешь рассчитывать только на поддержку друзей, поддержку своей команды. Благодаря этому фильм у нас получился.
Фото: Евгений Рухлов |
---|
— Приходится отказываться от каких-то идей с учетом сотрудничества с государством?
— Специфика моих сценариев и фильмов достаточно зрительская, это семейное кино. Мы два фильма защищали на Минкульте, и два раза нам дали поддержку, что очень здорово. Мы не отправляем в Министерство культуры фильмы, которые, как нам кажется, не соответствуют каким-то требованиям. Мы в целом не понимаем, зачем сейчас такое кино снимать. На мой взгляд, людям сейчас нужны какие-то светлые истории. И мне нравится снимать такое кино.
Есть тонкие моменты в фильмах, которые, я думал, уберут или вырежут. Но все сохраняют. Пока не было ни одной правки такой, которая бы пришла сверху, где сказали бы: «это не соответствует политике нашего государства». Такого не было, поэтому в этом плане все нормально.
— Основные площадки, на которых транслируют фильмы, — это онлайн-кинотеатры. Как вы с ними начали сотрудничать? Они сами к вам приходят? Или вы идеи предлагаете им и они соглашаются?
— Первый раз мы получили поддержку Минкульта с совместным проектом с большой продюсерской компанией «Кит». Продюсер Александр Бондарев меня сам нашел в интернете, написал. Мы решили делать большое кино «Далекие близкие». Он сам договорился с платформой KION, и лента вышла там. А дальше уже само начало работать. Сейчас платформы нам пишут: предлагают проекты, спрашивают, какие у нас есть сценарии. Они готовы их рассматривать, читать, сотрудничать с нами.
Фото: кадр со съемок сериала "Юг", Red Pepper Film |
---|
— У вас стали выходить и полнометражные фильмы. Есть ли какие-то конкретные планы по развитию именно в сторону длинного метра?
— Сейчас мы находимся в процессе съемок полнометражного фильма, премьера которого состоится в следующем году. Я снял сериал, премьера которого была летом. И, сравнивая эти две формы, я все-таки больше склоняюсь в сторону полнометражного кино. Полный метр мне ближе. Ближайшие полгода я планирую потратить на написание новых сценариев.
— У вас нередко снимаются популярные актеры: Алексей Серебряков, Юрий Колокольников, Александр Яценко, Юлия Снигирь. Даже Свердловская киностудия, которая имеет большую историю, не всегда может этим похвастаться. Как вам удалось завоевать авторитет в индустрии, чтобы у вас соглашались сниматься?
— Это тоже как-то все само произошло. Я думаю, что это благодаря историям и сценариям. Когда мы начали писать такие душевные бытовые короткометражки про простых людей, про наших соседей, про регионы, про живых людей, актерам, которым мы отправляли эти сценарии, они очень нравились. Они говорят, что в последнее время предлагают сниматься в блокбастерах, в каких-то громких проектах про супергероев, про маньяков и так далее. А простых жизненных историй не так много. И их зацепило это. И все начали как-то соглашаться.
На самом деле, вот сколько раз мы приглашали самых высоких, больших актеров, никто практически не отказывался. Всем нравился сценарий. То есть все начинается с него. Если сценарий хороший, вы найдете и финансирование, и актеров, и команду. Если сценарий плохой или он задевает какие-то сложные темы, которые не близки нашему обществу, конечно, там и финансирование, и актеров будет найти сложнее.
Фото: кадр со съемок сериала "Юг", Red Pepper Film |
---|
— Вы как раз снимаете в основном в регионах России, не в Питере и Москве. Почему так?
— Мне это ближе и понятнее. Я сам вырос в маленьком городе на Урале. Я понимаю, как это все живет, я понимаю, что здесь такие же люди, а возможно, гораздо искреннее, проще и понятнее. Мне хочется, чтобы зритель увидел, как живут регионы, какая красота их окружает на самом деле, что здесь можно снимать.
Когда киноиндустрия централизована где-то в Москве, Петербурге, это очень сужает кругозор зрителей. И они думают, что «наша страна выглядит вот так». Хочется просто показывать страну, показывать людей.
Я много ездил в последние годы. Я был во Владивостоке, в Мурманске, на Кавказе, в Калининграде. Каждый объект, каждая локация уникальны по-своему. И в каждой хочется снять какое-то большое кино.
Хочется, чтобы люди осознали эту красоту и масштабы. И как минимум отправились сюда в путешествие. Как максимум — начали развивать киноиндустрию в своем регионе.
— Red Pepper Film еще до начала спецоперации зарегистрировал офис в Берлине. Но при этом команда, которая снимает фильмы, остается в России. Для чего вам офис там?
— В Берлине офис регистрировал креативный продюсер Данил Голованов. Данил уже не работает в Red Pepper Film, поэтому наша компания не имеет к этому отношения. Мы как работали в России, так и остаемся здесь. Он молодец, что рискнул, это его выбор. У нас не было даже вопроса в том, развивать за границей что-то или оставаться здесь.
Будет возможность развивать что-то за границей параллельно — будем. Но пока мы не такие большие, чтобы открывать офис где-то там и пробовать развивать сразу две компании. Нам просто не хватит ресурсов.
И мне бы не хотелось, чтобы нас ассоциировали только с Екатеринбургом и Уралом. Мы уральская компания по своему духу, но в плане работы мы всероссийские. Предыдущий наш фильм — «Далекие близкие» — снимался в Карелии, в Ленинградской области. Сериал «Юг» снимали по всей стране. Поэтому Red Pepper Film — это российская компания, которая базируется на Урале.
Фото: кадр со съемок сериала "Юг", Red Pepper Film |
---|
— Какие у вас в целом планы на будущее? В какую сторону вы будете двигаться?
— Хочется попробовать делать больше своего контента. Без какой-то жесткой зависимости от больших студий. Делать это в партнерстве, а не так, чтобы нам заказывали, а мы были только исполнителями. Хочется иметь возможность как-то влиять на пиар, участвовать в продажах фильма, участвовать в производстве трейлеров, постеров.
Когда тебе заказывают продукт, а ты только исполнитель, ты снимаешь его, а права полностью уходят в большие студии. И мы сейчас движемся в ту сторону, чтобы частично права на наши проекты оставались за нами в том числе. Хочется двигаться в эту сторону.
А по планам — съемки полнометражек, клипов. Есть планы на документальные фильмы. Планов много, но все зависит от финансирования и того, что будет дальше.
— А какая отрасль из этих приносит больше дохода? Реклама?
— Да, реклама все-таки сейчас больше приносит дохода. Кино — примерно столько же, но при условии, что права частично остаются за тобой. Если у нас получится это делать, то мы сможем благодаря кино тоже зарабатывать. Но пока что реклама приносит чуть больше прибыли.