Мы приехали в 66-ю пожарно-спасательную часть Верхней Пышмы. Здесь Дмитрий Нагуманов 12 лет работает водителем пожарной машины. Пока операторы готовятся к съемке, Дмитрий увлеченно показывает святую святых — гараж со спецтехникой. В этот момент диспетчеру поступает сигнал тревоги. В гараж за секунды сбегаются сотрудники, запрыгивают в машину и под звуки сирен уезжают на вызов.
Я родился в 1982 году в городе Алма-Ата. Родители работали водителями троллейбусов, я учился — сначала в обычной школе, потом перевелся в гимназию с физико-математическим уклоном. Мне нравилось жить в Алма-Ате — это красивый город с большим количеством фонтанов.
В ноябре 1994 года, когда мне было 12, мы переехали в родной город мамы — Туринск. Первое впечатление сложилось не слишком приятное: было очень холодно. Особенно в сравнении с Алма-Атой, где всегда тепло. Здесь я впервые увидел валенки и шапки-ушанки. Со временем привык к такой погоде — теперь морозная уральская зима для меня норма.
Фото: 66.RU |
---|
О профессии пожарного или спасателя я никогда не думал. Мечтал стать летчиком, но не сложилось. Окончил училище по профессии «электромонтер» и «водитель категорий B и C» и ушел в армию.
В 2002 году вернулся со службы в Туринск. Времена трудные, найти работу было сложно. Тогда знакомые позвали в Верхнюю Пышму. Я устроился в 10-ю автобазу и водил автобусы до 2006 года.
В МЧС попал, можно сказать, случайно. Друг как-то позвал посмотреть пожарную часть. Я увидел машины, с ребятами пообщался. Мне это все так понравилось, что я устроился в 85-ю пожарную часть Среднеуральска. Прошел обучение на водителя пожарной машины и стал работать. Со временем нас перевели в Верхнюю Пышму.
Фото: 66.RU |
---|
Чтобы стать пожарным, нужно сдать физическую подготовку, получить справку об отсутствии судимости и пройти медицинское освидетельствование. Еще одно требование — служба в армии. Если кандидат успешно проходит испытания, он аттестовывается и становится сотрудником МЧС. Но расслабляться нельзя — раз в квартал проверяют на соответствие, и мы снова проходим медосмотры и сдаем нормативы.
Еще у нас есть кодекс сотрудника МЧС. Там прописано, какими качествами должен обладать спасатель. Самое главное — «быть постоянно готовым прийти на помощь» и «быть мужественным и смелым».
Фото: 66.RU |
---|
Новые сотрудники проходят обучение на месте — в частях. Я выступаю в качестве наставника для водительского состава. В работе на пожарной машине много особенностей и нюансов — техника сложная. Но она быстрая, маневренная и хорошо себя показывает на выездах.
Фото: 66.RU |
---|
В обязанности водителя входит:
Иногда бывает, что сотрудники проходят обучение и аттестацию, но быстро увольняются. Но большая часть приходящих в профессию, наоборот, полны энтузиазма. Им интересно погружаться в нюансы работы. При виде таких людей у меня самого глаза загораются.
Первый выезд случился почти сразу, как я устроился в часть. Сгорел строительный вагончик. В огне погиб человек — мы его обнаружили, когда разбирали конструкции.
Старшие коллеги отнеслись к этому спокойно и профессионально: вызвали следственно-оперативную группу и сообщили диспетчеру. После пожара мы приехали в часть. На ужин, как сейчас помню, были макароны с мясом. Мои коллеги как ни в чем не бывало спокойно сели есть. А я все еще был в шоке от произошедшего.
Фото: 66.RU |
---|
Волнение на выездах всегда есть — даже спустя 18 лет службы. Каждый вызов — неизвестность. Мы получаем сообщения от очевидцев, которые видят дым и волнуются. Иногда это серьезный пожар, иногда просто горящая мусорка. Периодически в новых домах срабатывает сигнализация от пригоревшей на плите еды. Но мы всегда собираемся и едем, как только получаем сигнал — для нас каждая минута на счету.
Но эта неизвестность и разнообразие работы и становятся мотиваторами для меня. Рутина есть, конечно, но многогранность работы привлекает меня больше.
Я приезжаю в часть около 8:15. В 9 утра начинается развод, и до этого нужно переодеться в форму, подготовить боевую одежду и пройти проверку у начальника караула.
После развода мы принимаем технику, автомобили, инструменты пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательный инструмент — все, что находится в машине и гараже. Если замечаний нет, начальник части дает двум караулам отбой — люди собираются после смены и уходят домой. Начинается наша смена.
Фото: 66.RU |
---|
Когда нет вызовов, проходят теоретические и практические занятия: мы изучаем, какие бывают пожары, их сложности, особенности тушения. Проходим пожарно-строевую подготовку. Последний час занятий — физподготовка: приседания, отжимания, комплексные упражнения, игровые виды спорта.
После занятий обед, а в 15:00 каждый день автомобили выезжают с личным составом на отработку. Сотрудники проверяют пожарные гидранты, планы строения объектов и многое другое.
Мне нравится в МЧС. Я готов выехать на вызов хоть среди ночи, из любого места. Никогда не знаешь, когда произойдет чрезвычайное происшествие. Супруга меня в этом понимает и поддерживает — никогда не отговаривала от работы.
Выезжать прямо из дома иногда и правда приходится. Помню, был обычный день, в 2012 году. Я спокойно отдыхал, когда позвонили и срочно вызвали на службу. На бытовом складе «Норда» произошел крупный пожар.
Это самый сложный вызов на моей памяти. Его тушили больше ста человек, вызывали даже пожарный поезд. Все осложнялось тем, что на складе были радиаторы, из которых вытекало масло, и много пластика. Все было в огне и густом черном дыме. Сгоревший пластик летел на головы людям.
Фото: 66.RU |
---|
Мы тогда работали целый день. Когда пожар потушили, много времени ушло на пролив и разбор конструкций. Металлоконструкции оплавились и упали вниз. Нужно было все разгребать, вскрывать, проливать. Это непросто.
Мы выезжаем не только на пожары, но и на сложные ДТП. Там бывают и пострадавшие, и погибшие. Самое тяжелое — смотреть, как погибают дети.
Нам всегда приходится сталкиваться с различными реакциями на горе: плач, истерики, агрессия, страх, апатия. Для каждой реакции у нас есть четкая инструкция для выполнения. Мы можем оказать первую психологическую помощь пострадавшим, а затем передать специалистам психологической службы МЧС. Они приезжают на все происшествия, где есть пострадавшие.
Мы сталкиваемся с неадекватным поведением очевидцев. Их «желание помочь в беде» затрудняет нашу работу. Бывает, они приходят со стороны, начинают ругаться и учить, как работать. Так они подвергают опасности и себя, и нас. Был случай, когда пьяный человек шел мимо, закричал, что мы неправильно работаем, и забежал в горящий дом. Пришлось спасать и его.
Фото: 66.RU |
---|
Справиться с этим помогает коллектив — мы обсуждаем разные ситуации и поддерживаем друг друга. Кроме того, на базе части есть психолог, с ним тоже проходят занятия.
Пенсия у сотрудников МЧС наступает после 20 лет службы. Я планирую работать еще долго — до пенсии осталось немного, но после я хочу пройти медицинскую комиссию и продолжить службу уже как работник части — это гражданская специальность.
Мой сын, как и я в детстве, мечтает стать летчиком. Возможно, еще захочет быть пожарным. Он мою профессию знает — приходит смотреть, как все устроено.
Фото: 66.RU |
---|
Профессия пожарного привлекает детей. Я в свободное время провожу занятия в детских садиках. Когда рассказываешь о работе, показываешь машину, они очень внимательно слушают. Воспитательница в конце спрашивает, хотят ли они быть пожарными — все в голос кричат: «Да!» Время покажет, кто кем станет в будущем.