Роскомнадзор заставит 628 тысяч пользователей соцсетей сдать регулятору персональные данные
Владельцы популярных пабликов должны будут предоставлять в Роскомнадзор информацию о себе. Если они этого не сделают, то в каналах нельзя будет размещать рекламу российских компаний и принимать пожертвования.
Роскомнадзор опубликовал на портале правовых инициатив проект порядка верификации владельцев каналов и страниц в Сети, на которые подписаны свыше 10 тыс. человек.
В документе прописали приблизительное количество таких пользователей крупнейших российских соцсетей — 627,8 тыс.:
- «Одноклассники» — более 100 тыс.;
- VK — более 415 тыс.;
- «Дзен» — более 11 тыс.;
- Likee — более 100 тыс.;
- Yappy — 738;
- Rutube — 703;
- LiveJournal — 320;
- «Пикабу» — 135.
Кроме вышеперечисленных соцсетей правила коснутся Telegram, TikTok, YouTube, Discord, Twitch и Pinterest.
Владельцы популярных пабликов и каналов должны будут сами предоставлять в Роскомнадзор информацию о себе.
От владельцев-физлиц с российским гражданством потребуются следующие данные:
- фамилия, имя и отчество;
- номер телефона;
- адрес электронной почты.
Иностранцы-физлица должны будут указать:
- фамилию, имя, отчество;
- место постоянного проживания;
- контактные данные.
Юридические лица должны будут предоставить:
- полное и сокращенное наименование организации;
- организационно-правовую форму;
- номер в Едином государственном реестре юрлиц;
- номер телефона и адрес электронной почты создателя страницы и администраторов.
От иностранных компаний потребуют:
- полное и сокращенное наименование;
- данные о стране регистрации;
- налоговый идентификатор;
- информацию об абонентском номере представителя иностранной организации, создавшего персональную страницу, и адрес электронной почты.
Социальные сети после включения в реестр должны будут разместить на странице специальный знак или уникальную ссылку, по которой можно проверить, действительно ли паблик находится в перечне.
После верификации в каналах можно будет размещать рекламу российских компаний и принимать пожертвования.
Новый механизм вызывает вопросы у юристов, пишет РБК. Пока непонятно, какие страницы будут подводить под определение персональных. «Раньше законодатель не задавался целью ее [персональную страницу] подробно определять. Например, страница интернет-магазина в VK — это персональная страница?» — цитирует РБК партнера практики интеллектуальной собственности Comply Максима Али.
- В июле стало известно, что Роскомнадзор ужесточит требования к владельцам популярных аккаунтов в соцсетях. Блогеров с аудиторией более тысячи человек обяжут сообщать о себе в ведомство. Предложение включает и запрет на размещение рекламы российским компаниям на публичных страницах, если пользователи не предоставили свои данные.
- В сентябре регулятор опубликовал перечень сведений, которые блогеры должны будут передавать государству. Тогда в списке было предоставление IP-адреса компьютера, с которого пользователь и администратор зарегистрировались в соцсети. Проект раскритиковали блогеры. После этого опубликованный перечень удалили, объяснив это тем, что документ опубликовали преждевременно.
Дарья Александрович