Пригородные поезда за последние годы пережили ребрендинг. Они стали «наземным метро» — частью системы общественного транспорта Екатеринбурга. За сменой позиционирования стоят длительные процессы. Во-первых, на линии вышли новые современные поезда — с креслами вместо лавочек, USB-разъемами для зарядки телефонов, туалетными кабинами, широкими проходами и системами микроклимата и обеззараживания воздуха.
Во-вторых, «наземное метро» получило перспективы: планируется строительство единого екатеринбургского центрального пассажирского кольца и маршрута «Новокольцовский». В-третьих, в пригородных поездах ввели единый городской тариф (ЕГТ) — 37 рублей за поездку. Также поезда «склеили» и добавили новые маршруты, чтобы пассажиры могли ездить через весь город без пересадки на вокзале. Открываются и новые остановочные площадки (о. п.): в этом году появился остановочный пункт Синие Камни рядом с ТЦ «Комсомолл».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
ЕГТ в «наземном метро» ввели 1,5 года назад, а с 1 января 2024 года границы его действия расширили до 48 станций — расстояние между самыми дальними из них составляет 62 километра. С тех пор пассажиропоток вырос на 30%.
Чтобы показать, как и зачем девять тысяч человек ежедневно ездят на электричках, Свердловская пригородная компания пригласила журналистов 66.RU покататься вместе с ними.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Мы на остановке «Первомайская» на пересечении проспекта Ленина и улицы Восточной. Последний раз я ездила отсюда на электричке лет 10 назад. Тогда я жила на Сортировке, и это был самый быстрый способ добраться до дома — 14 минут в пути вместо 45 в маршрутке по всем пробкам. Что касается комфорта — большой разницы между ПАЗами и вагонами я не видела.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
«Первомайская» за эти годы изменилась. Появилось здание с кассой, где пассажиры ждут электричку в непогоду. |
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Остановку оборудовали электронными табло. |
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Установили оборудование для быстрой связи с диспетчерами на железнодорожном вокзале. С их помощью можно получить консультацию и вызвать помощь в случае экстренных ситуаций. |
Теперь к привычным поездам добавились новые. На остановку прибывает дизельный «Орлан», предназначенный в том числе для поездок по неэлектрифицированным участкам железных дорог. У него широкие и не слишком высокие ступеньки и просторные проходы, так что пассажиры заходят быстро и не толкаясь. Мы — за ними.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Люди усаживаются на разноцветные кресла, кладут сумки на широкие багажные полки, надевают наушники или негромко разговаривают друг с другом.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
В вагоне достаточно просторно — можно ходить между креслами, никого не задевая.
Здесь есть большая туалетная кабина — она подходит для маломобильных пассажиров. И предусмотрено место для колясок и велосипедов.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Через четыре минуты пассажиров предупреждают, что следующая остановка — «Шарташ». Выходим.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
На станции «Шарташ» есть небольшой садик со скамейками. |
На станции видим здание будущего — это мини-вокзал.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Внутри — точка с кофе, интерактивные информационные панели, платежный терминал, туалет.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
На этой панели можно не только посмотреть карту маршрутов, карту Екатеринбурга и расписание поездов. Еще есть возможность позвонить диспетчеру по видео и заказать звонок с функцией сурдоперевода. |
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Раньше пригородные поезда часто воспринимались как транспорт для поездок куда-то в сады, которым пользуются бабушки с рассадой и большими сумками на колесиках. Вообще, такие бабушки ездят и сейчас, но в вагоне их не так много. Большинство — стайки студентов, семьи с детьми и взрослые в смартфонах. «Наземное метро» позволяет быстро добраться в центр жителям Арамиля, Компрессорного, Кольцово и других районов.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
На пути в Верхнюю Пышму встречаем Татьяну. Она студентка колледжа Уральского государственного университета путей сообщения. Девушка рассказывает, что пользуется «наземным метро» почти каждый день. Путь из дома до учебы у нее занимает 17 минут — 10 на электричке от «Шарташа» до вокзала и 7 пешком.
Еще одни наши попутчики, как и мы, направляются в Верхнюю Пышму. Таких в электричках много: одни едут домой, другие — в музейный комплекс гражданской и военной техники. Станция находится прямо рядом с ним. «Наземное метро» для таких путешествий выбирают в том числе автомобилисты. Преимущественно во время пробок, снегопадов и гололеда.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Одна из самых красивых станций нашего маршрута — «Шувакиш». Ее обновили два года назад. |
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
На станции воссоздали облик вокзала Уральской горнозаводской железной дороги начала ХХ века. На платформе установили деревянные навесы со скамейками, часы, станционный колокол и аутентичный навигационный указатель. |
Студент Павел машину пока не купил, он передвигается на велосипеде. И с ним же ездит из Верхней Пышмы в Екатеринбург на электричке.
— Раньше ездил чаще, но сейчас расписание изменилось, и стало не всегда удобно, нужно подстраиваться, — объясняет Павел. — Я, конечно, и на велосипеде могу доехать, но это дольше. И страшно немного, а иногда просто лень. Есть еще трамвай, но он едет гораздо медленнее. И автобусы, но после запуска трамваев они стали ходить реже.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Станция «Верхняя Пышма. Музей» |
Кроме «Орлана», по Екатеринбургу и пригороду ездит еще одна электричка с птичьим именем — «Финист» (новое поколение «Ласточек»). На ней едем до Компрессорного завода.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
В поезде мягкие кресла с откидными столиками и подлокотниками.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
На пять вагонов — три санитарных модуля с пеленальными столиками. Так же как в «Орлане», есть место для инвалидных колясок и подъемники для них.
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
В каждом кресле есть USB-разъем для зарядки смартфона и других устройств. |
Молодая девушка, севшая в электричку на вокзале, открывает тетрадь и что-то пишет от руки. Повезло, что поезд идет плавно: это позволяет учащимся в пути не только скроллить новостную ленту и слушать музыку, но и делать уроки.
Пока по городу ходит не так много современных поездов — чаще встречаем модели постарше. Но постепенно нового подвижного состава становится все больше.
Небольшой ликбез для тех, кто, как и я, до этого не вполне представлял, как пользоваться электричкой в 2024 году.
Где ездить
Скоростные электрички ездят почти по всей области, но если говорить именно о «наземном метро» за 37 рублей, карта маршрутов выглядит так (карту можно приблизить):
Здесь 48 станций в пределах 25 км. От Решетов до Бобровки. От Приискового до Кедровки. На электричке можно доехать в туристические места, например в Верхнюю Пышму, Арамиль, на скалы Чертово городище (станция Исеть) и Петрогром (о. п. 479 км).
Где смотреть расписание
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Если вы хотите попасть на какой-то конкретный тип поезда (на те же «Орланы» или «Финисты»), смотрите отметку о виде электрички на сайте РЖД или в приложении «РЖД Пассажирам».
Сколько стоит
Одна поездка без пересадок по ЕГТ стоит 37 рублей. Провоз негабаритной ручной клади обойдется в 59 рублей. Взять с собой животное — 9 рублей, велосипед — 29. Дети до 7 лет в сопровождении взрослых ездят бесплатно.
Также действуют льготы (при предъявлении документов):
Как купить билет
Фото: Валерия Ментюгова для 66.RU |
---|
Терминалы самообслуживания расположены на некоторых станциях и остановочных пунктах. |
Продажи билетов начинаются за 10 дней до даты отправления поезда.
Распечатывать электронный билет не нужно — можно показать его из приложения в телефоне (но именно из приложения, так что купить билет и скинуть его файлом себе или кому-то другому не получится).
Нужен ли паспорт
При покупке нельготного билета без указания места в кассе — не нужен. В остальных случаях контролер может попросить его для проверки.
Реклама. Акционерное общество «Свердловская пригородная компания». ИНН 6659122795. Erid: F7NfYUJCUneP3W85f3r1 |