Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе

интервью
24 сентября 2024, 14:01
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Перед началом нового учебного года в школах Екатеринбурга не хватало более ста педагогов, причем 1 сентября в городе заработали три новые школы, две из которых рассчитаны на обучение более тысячи учеников. Учреждениям образования остро требуются учителя естественно-научного профиля — физики, математики и информатики. Школы готовы брать на такие вакантные места даже специалистов без высшего педагогического образования. Другие варианты решения проблемы дефицита кадров — привлечение в Екатеринбург учителей из других регионов, а также преференции для студентов педагогических вузов. Обо всем этом — большое интервью с главой департамента образования администрации города Инной Гумбатовой.

— В начале сентября вы сказали, что сейчас школам Екатеринбурга требуется 112 новых педагогов. С этого времени что-то изменилось? Сколько учителей нужно набрать сейчас?

— На данный период у нас 87 вакансий, то есть их количество сократилось.
Ситуация стабильна. Количество вакансий в школах не говорит о том, что в этом году произошла какая-то катастрофа. Нехватка специалистов отмечается во всех отраслях, и система образования не является исключением.

Мы на уровне муниципалитета и образовательных организаций делаем все возможное. Это, например, применение дополнительных стимулирующих выплат. Также в Екатеринбурге организована ассоциация молодых педагогов, которая позволяет поддерживать, помогать в работе молодых учителей методически. Мы размещаем информацию, привлекаем учителей из ближайших городов. К нам едут учителя из Челябинска, Кургана, Оренбурга и Башкирии.

Другой вопрос, на который бы я хотела обратить внимание, — это нехватка выпускников. Проблема нехватки кадров формируется уже на уровне поступления в педагогические вузы. Здесь нужно рассматривать комплекс мер, который бы привлекал ребят-одиннадцатиклассников осваивать педагогическую профессию. Это может быть повышенная стипендия или бесплатное проживание в общежитиях.

Мне кажется, вот сюда должны сейчас направляться все усилия. Для того чтобы выпускников было больше. И, естественно, они не уходили в другие отрасли после окончания вузов. А как показывает статистика, они не уходят. 80% ориентировочно, по нашим наблюдениям, приходят в школу.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

— Уже несколько лет подряд педвузы прямо заявляют, что педагогические направления подготовки — одни из самых популярных в стране. И что там много бюджетных мест.

— Совершенно верно. Вы можете посмотреть статистику, сколько бюджетных мест остается в педагогических вузах незаполненных. Но ребята не идут на эти профессии. Я подчеркиваю, это говорит о том, что нужно на государственном уровне рассматривать и применять меры дополнительной поддержки и привлечения. Если мы не будем регулировать эти процессы, у нас так и не будет педагогических кадров.

— Не получится ли так, что эти ребята тогда пойдут в педагогические вузы не за профессией, а потому что туда попасть проще?

— В любом случае они выйдут из вуза уже с профессией учителя. А большинство студентов, которые закончили педагогические вузы, приходят в школы. Это говорит о том, что они в принципе уже ориентированы на преподавание и, вероятно, пойдут учиться прежде всего не за мерами материальной поддержки.

Ну и потом, все студенты, которые учатся, приходят на педагогическую практику. Здесь активную работу выстраивают школы со своими студентами. И, как показывает статистика, все студенты в большинстве своем приходят работать туда, где проходили практику.

По законодательству после третьего курса студенты имеют право работать в школе, и очень многие из них работают. Здесь большое спасибо вузам, когда они обеспечивают таким студентам индивидуальный учебный план. И почти 100% ребят, которые трудоустраиваются на третьем курсе, потом приходят в эту же школу работать.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

— Не боитесь ли вы, что привлечение к работе в школе студентов скажется на качестве обучения школьников? Опытный педагог — это одно, а человек, который еще педвуз не окончил, — совсем другое. Хватит ли у студентов, которые сейчас работают в школе, опыта и знаний?

—Учебные планы вузов составляются так, что самые основные базовые предметы, которые касаются методики, предметных компетенций по своим направлениям, все-таки включаются в первые два-три года обучения. После второго курса у нас можно в дополнительное образование идти. Поэтому здесь учебный план верстается педагогическими университетами совершенно правильно.

Но и потом, если судить по практике, директора и завучи школ тоже адекватно воспринимают уровень подготовки студентов, и в большинстве своем они назначают молодых педагогов на пятые классы, на начальную школу. То есть, конечно, не на выпускные классы. Это не девятый, одиннадцатый класс, где финишная прямая, итоговая аттестация.

Здесь создаются адекватные условия с учетом уровня подготовки студентов в каждой школе.

— Дефицит учителей-предметников разный, то есть учителей математики нужно одно количество, учителей русского языка — другое. От чего это зависит? Тоже от педвузов?

— Конечно, это напрямую зависит от количества выпускников. У нас, например, учителей начальных классов, учителей физкультуры, логопедов довольно много. Потому что колледжи педагогические выпускают большое количество студентов по этим квалификациям.

Если мы посмотрим на общее количество учеников школ, сейчас количество учеников начальной школы — 40% от общей численности. То есть мы понимаем, что учителей в начальных классах нужно очень много. Но и выпускается их достаточно. Поэтому практически все вакансии закрываются к началу учебного года.

А вот учителей физики очень мало, в связи с тем, что их не обучают в колледжах. Их обучают только в высших учебных заведениях. Учителей математики, учителей русского языка тоже не так много. Естественно, мы имеем дефицит этих специалистов.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

— Предлагаемые вами меры дадут отсроченный результат. Но сейчас 87 вакансий все равно надо закрывать. Кто-то же должен уроки в школе вести?

— Есть несколько механизмов. Все директора школ их знают. Первый —перераспределение нагрузки. То есть свободные часы предлагаются работающим учителям. Да, как следствие, это дает увеличение среднегородской нагрузки. Но это реальность, и с этим пока мы работаем.

Следующая мера — это переквалификация, переподготовка специалистов из других отраслей. Пусть это вас не пугает, потому что, например, учителем информатики вполне успешно может работать сотрудник какой-нибудь IT-компании. В свободное время, по субботам например. Почему бы нет? Если он проходит профессиональную переподготовку, получает психолого-педагогическую основу, получает методику. Он с удовольствием преподает школьникам-старшеклассникам информатику.

Либо из сферы дополнительного образования мы приглашаем людей. Там нет такого острого дефицита кадров, поэтому педагоги допобразования тоже могут пройти переподготовку, получить диплом и работать, например, учителем физкультуры или музыки.

И, конечно, мы используем привлечение педагогов из близлежащих регионов.

— А чем мы их привлекаем? Более высокими зарплатами?

— У нас достаточно высокая средняя заработная плата педагога. 76 тыс. рублей в месяц средний показатель. Он выше, чем в других регионах. Например, меньше получают учителя в Челябинске, в Оренбурге, в Уфе. Поэтому они с удовольствием к нам едут. Их привлекает и город Екатеринбург вообще.

У нас есть некоторые меры предоставления социального жилья, они тоже рассматриваются в индивидуальном порядке.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

— В этом году в Екатеринбурге открылись новые школы. В частности, довольно большие в Академическом, на Уктусе. Но ведь когда открывается новая школа, для нее еще и учителей где-то надо взять. А как это сделать, когда их и так не хватает?

— Там преподают те же педагоги, перешедшие из других школ, а также молодые учителя. Есть даже педагоги из городов-спутников: Полевской, Первоуральск, Ревда, Арамиль.
Количество педагогов у нас увеличилось по сравнению с прошлым годом.

— То есть их все равно стало больше, несмотря на дефицит?

— Да. За счет приехавших в город учителей, за счет выхода новых молодых педагогов.

— В этих школах классы переполнены, есть 1-й «Р» класс в Академическом, например. Там 14 первых классов сейчас. Это никак не влияет на качество образования? Допустим, много детей в классе и учитель не может каждому ребенку уделить столько внимания, сколько нужно. Переполненность школ является проблемой для Екатеринбурга?

— Мы работаем в тех условиях, которые есть. У нас большое количество детей школьного возраста. И такая ситуация не только у нас, это и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Сочи.
Конечно, индивидуальное обучение, оно гораздо эффективнее, чем обучение массовое. Но мы должны создать условия для всех детей Екатеринбурга. Других инфраструктурных условий у нас пока нет, несмотря на то, что у нас открывается большое количество школ. Открываются дополнительные места, переоборудуются какие-то помещения. Буквально недавно я была в одной школе, мне показали, что даже кабинет директора с приемной будет на следующий год переоборудован в учебный класс. За счет всего этого мы увеличиваем посещаемость и наполняемость.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Антон Буценко, 66.RU

У нас все школы обеспечены учебной мебелью, комфортной, в соответствии с сертификацией. Все ученики обеспечены учебниками, питанием, созданы условия для дополнительного образования.

Да, наполняемость у нас немаленькая в школах, и я этого скрывать не буду. Некоторые школы обучаются в две смены, например в микрорайоне Солнечном.

Но давайте не будем забывать, что вся проектная мощность при строительстве любой школы, неважно, в каком году она построена, рассчитывается на одну смену. А мы можем такое же количество детей принять и во вторую смену.

— Еще одна проблема, которая остро стоит в сфере образования, — это дети трудовых мигрантов, которые не говорят на русском языке. Председатель гильдии преподавателей русского языка как иностранного Алексей Баталов в эфире ОТВ сказал, что надо вводить платное обучение для таких детей, что вы об этом думаете?

— Я не согласна с этим утверждением. Потому что законодательство у нас не предусматривает образование на платной основе. У нас предоставляется образование в соответствии с законом бесплатно. Реализация программ начального, основного и среднего образования идет в соответствии с федеральным стандартом. Все, что свыше федерального стандарта — дополнительные курсы, курсы внеурочной деятельности, — может осуществляться на платной основе. В том числе и дополнительные занятия по навыкам разговорного русского языка. Они могут вводиться. Это совершенно законно. И в некоторых школах, где много мигрантов, такие услуги предоставляются.

Я буквально на прошлой неделе была в двух школах Железнодорожного района, в которых 80% мигрантов от общего количества обучающихся. Я намеренно выехала, мне хотелось посмотреть, как с ними организована работа. Это непросто. Все учителя прошли курсы повышения квалификации по работе с плохо говорящими по-русски детьми, но и им нелегко. Они, как педагоги-практики, говорят: «Вы знаете, у нас есть дети в классе, которые могут переводить поручения, задания учителя».

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

Если дети посещают уроки, трудятся и добросовестно выполняют все задания, они, как мне сказали, в течение года осваивают основные базы русского языка. Но есть семьи, которые не очень в этом заинтересованы. Мы должны все усилия бросить не на то, чтобы их ограничивать в правах, а на то, чтобы помочь им ассимилироваться к русскому языку, к культуре, к нашим национальным традициям. И мне кажется, это самый правильный выход в данной ситуации.

— Что вы можете сказать по поводу того, что много девятиклассников не попали в десятый класс этим летом?

— У нас есть некоторый процент обучающихся, которые не попали на интересующие профессии в колледже либо попали только на платной основе. Я общалась с такими ребятами и семьями. Они возвращались в школу, и в той школе, в которой они обучались, либо не было мест совсем, либо не было мест интересующего профиля. А десятые классы у нас все профильные.

Для того чтобы у нас была ранняя профориентация обучающихся, федеральным стандартом образования для старшей школы определены профили. Каждая школа определяет профиль десятых классов. И не всех ребят эти профили устраивали. Например, кто-то хочет универсальный профиль. А в школе его нет. Есть социально-гуманитарные, технические и другие классы. Родителей ребят, которые не попали в своей школе в десятые классы, именно профили не устраивали. У нас во всех районах, мало того, микрорайонах, остались свободные места по всем профилям.

Каждый год открывают новые школы, но учить детей некому. Как решить проблему дефицита педагогов в городе
Фото: Алина Шешеня для 66.RU

— То есть каждый мог куда-то поступить?

— Конечно, было 227 свободных мест. Притом во всех районах города Екатеринбурга. То есть ребенок мог, конечно, не в свою школу, но в другую, рядом находящуюся, попасть.

По законодательству после девятого класса идет автоматическое отчисление из школы. У нас отчисление происходит по трем основаниям. По заявлению родителей в связи с завершением обучения, по итоговой аттестации в девятом классе и третий случай — в связи с отзывом лицензии или аккредитации. Поэтому родители просто не могут понять, почему ребенок в девятом классе учился и его теперь в десятый не принимают. Потому что по законодательству ребенок отчислен официально, автоматически, как только получил аттестат.

Я делаю выводы, что недостаточно была проведена информационная кампания с родителями и обучающимися. Поэтому в этом году мы с начальниками управления образования обсудили этот вопрос, и они запустили работу.

Сейчас сами руководители школ организовывают собрания с родителями девятиклассников и объясняют им весь порядок завершения девятого класса и зачисления в десятый, чтобы они уже заранее продумывали профильные предметы. Уже в феврале надо будет написать заявление, какие экзамены ребенок будет сдавать. А на некоторые профили при индивидуальном отборе принимались результаты итоговой аттестации по определенным предметам. И ребенок, и родители в феврале выбрали экзамены на итоговую аттестацию, совершенно не думая, что это потом отразится на зачислении. Они выбирали, например, что полегче сдать, чтобы средний балл аттестата для колледжа был хороший. А в итоге они, например, пришли на технологический профиль, а у них предметы этого профиля не были сданы. Поэтому мы усиливаем разъяснительную работу, чтобы на следующий год не было у нас такой истории.

Вадим Швецов