— Время от времени мы собираемся с представителями высшей школы обсудить проблемы образования. Выпускники радиофака, который я окончил, делятся с руководством института предложениями — чему и как учить студентов. Наверное, этих разговоры приносят пользу, потому что количество поступающих увеличивается и проходной балл — самый высокий в университете.
Есть поговорка — генералы всегда готовятся к прошедшей войне. То же самое можно сказать о системе образования — она отстает от жизни. Наши школьники и студенты из года в год осваивают устаревшие навыки. Чтобы все изменилось, учебным заведениям нужно ориентироваться не на потребности настоящего или плохо предсказуемого будущего, а на развитие интеллекта как универсального навыка.
Разумный подход — с раннего возраста развивать у детей интеллекты: логический, эмоциональный, эстетический, коммуникативный, физический. Этого можно добиться, если доверять им сложные практические задачи — строить, конструировать, паять, скручивать из проволоки, писать картины маслом. Делать это в команде, а картины и роботов из проволоки продавать на конкурентном рынке. Такие занятия помогут детям познавать мир. Не заучивать, что написано в учебниках, а исследовать — задавать себе вопросы и пытаться ответить на них. Тем более, уже появляются игровые методики обучения, вовлекающие детей в исследовательские и образовательные проекты.
Сейчас вы не научите ребенка в садике навыкам программирования, которые понадобятся ему через 15 лет, тем более, они быстро устареют, а логическому мышлению можете научить — оно такое же, как и сто лет назад. И критическому мышлению можно научить, и научному подходу — это универсальные компетенции. Добавив к этим навыкам знания из учебников, можно решить задачу любой сложности.
Адаптация интеллекта к меняющейся среде — вот новый вызов для образовательной сферы.
Школа, которая сумеет научить этому, создаст систему, воспроизводящую умных, мотивированных и добрых людей. Чем успешнее она будет этим заниматься, тем лучше станет всем нам. Если ты сам интеллигентен и тебя окружают интеллигентные люди, по улицам ходить безопасно, кругом — приятные улыбающиеся лица. В конце концов, мы живем просто для того, чтобы жить.
Оппоненты скажут: это очередная утопия, потому что образование — консервативная отрасль, где годами/десятилетиями ничего не меняется. Думаю, все не так плохо. Внутренние перестройки идут — они не всегда заметны, потому что человек начинает формироваться в детском саду, а заканчивает двадцать лет спустя в вузе. Контрольный эксперимент в таких условиях невозможен — длительный период обратной связи не позволяет бесконечно подстраивать методику и анализировать полученный результат.
Главное в том, что энтузиасты не оставляют попыток изменить мир. Мы видим, как екатеринбургские предприятия — государственные (например, НПО автоматики) и частные (например, «СКБ Контур») — привлекают младших школьников для занятий программированием, робототехникой, 3D-моделированием. IT-специалисты ведут уроки у старшеклассников. Это прекрасная практика — ее нужно развивать, чтобы дети своими руками делали сложные технические/научные вещи.
Заметьте, речь идет не только о стремлении работодателей восполнить кадровый дефицит. Никто не знает заранее, чем будут заниматься дети, которых научили думать. Важно другое — чем больше продвинутых компаний поймут, что без их помощи образовательная сфера не изменится, тем быстрее мы добьемся успехов в изучении космического пространства, мирового океана, новых поколений средств связи. Я уже не говорю про информационные технологии и приборостроение.
Есть мнение, что одним только подвижничеством качественных изменений в образовании не добиться — нужны радикальные реформы. Я не сторонник революционных мер. Зачем ломать работающую машину, если можно подкрутить настройки? В случае с высшей школой потребуется больше прикладных проектов и наставников, способных мотивировать студентов. Экзамены — особенно в технических вузах — стоит сделать практическими. Если вы изучаете математику или физику, недостаточно просто начертить формулу или решить задачу. Лучшее доказательство, что вы разбираетесь в предмете, — работающее устройство, собранное своими руками. Тому, кто спаяет полетный компьютер для квадрокоптера, не придется объяснять, зачем нужно изучать дифференциальное/интегральное исчисление, преобразования Эйлера, многомерную фильтрацию Калмана. Он сам поймет, что без этого не обойтись.
И работодателям вряд ли стоит рассматривать выпускников университета как подсобных рабочих на маленькие задачи, лучше сразу давать им большие. Пусть строят ракеты и подводные лодки. Опыт конструктора, у которого ракета упала, ценнее, чем у того, кто ее даже не запускал.
Тезис «практика — критерий истины» становится лозунгом дня.