Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям

19 июля 2024, 15:55
Почти 40% выпускников вузов Свердловской области уезжают в другие регионы. На фоне падающей рождаемости работодатели тратят больше усилий, чтобы мотивировать, обучить и удержать сотрудников. Специалисты предлагают использовать опыт государственных и частных корпораций, выработавших решения, которые можно тиражировать. Обсудить эти вопросы участникам рынка удалось на «Иннопроме-2024».

Не только программисты

Российским работодателям не хватает около миллиона сотрудников с цифровыми навыками. Причин кадрового дефицита — три, считают аналитики. Первая — это разрыв между компетенциями, полученными при обучении, и реальной потребностью высокотехнологичных отраслей. Две другие — быстро меняющиеся цифровые технологии и низкая адаптация образовательной системы к потребностям реального сектора.

Помимо программистов, цифровая экономика нуждается в специалистах по большим данным, экспертах по информационной безопасности, искусственному интеллекту и машинному обучению.

«Если ориентироваться только на программистов, мы получим сколько угодно много кода, не соответствующего спросу и ожиданиям, — объясняет Михаил Сродных, генеральный директор компании «СКБ Контур». — Нужны люди, способные соединить разработчика с внешним миром — маркетологи, которые понимают рынок и могут правильным языком объяснить создателям программного обеспечения (ПО), что нужно писать, аналитики, работающие с дата-базами, тестировщики программ и другие».

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: 66.RU

По прогнозам, спрос на востребованные профессии, связанные с IT-сферой, будет расти на 20–30% в год. Ежегодное количество выпускников школ — 1,5 млн человек, но в Министерстве науки и высшего образования РФ считают, что большинство из них выберет среднее специальное образование.

В поисках кандидатов IT-компании пересматривают возрастные рамки. В 2023 году «СКБ Контур» разработал прототип сервиса для профориентации школьников «Гид по IT», позволяющий в игровой форме определять сильные стороны подростка и подбирать ему трек развития.
По словам Натальи Пичугиной, директора по персоналу «Гринатома» (ИТ-интегратор госкорпорации «Росатом»), в штат которого за последние годы приняли 1100 студентов, один из возможных резервов — переквалификация работников в возрасте 50+.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: фото предоставлены 66.RU пресс-службой ТМК и УрФУ

«Для нас стало неожиданностью, что на кейс-лаборатории начали записываться водители электропогрузчиков, начальники швейных производств, операторы складов, — говорит она. — Эти люди достаточно успешно переобучаются. Понятно, что они никогда не станут крутыми разработчиками, но могут заниматься, например, ручным тестированием ПО. А когда мы запустили федеральную программу переобучения, 30% заявок поступило от женщин в декретном отпуске».


Большой кадровый потенциал сотрудники «Гринатома» видят в людях с ограниченными возможностями — с ними компания тоже планирует работать.

В переводе на русский

Главным вызовом для промышленности стал переход с иностранного софта на отечественный. Минпромторг ожидает, что большая часть государственных предприятий к 2025 году обеспечит работу критически важной инфраструктуры на российском ПО и оборудовании. У частных компаний таких жестких временных рамок нет. Но основная задача общая — перейти на операционные системы, которые отвечают за информационную безопасность и открывают путь к замещению остального софта.

По словам Елены Позолотиной, заместителя гендиректора по управлению персоналом ТМК и директора корпоративного университета ТМК2U, переход на российские разработки означает, что IT-специалистам придется переквалифицироваться. В частных компаниях с такой задачей могут справиться корпоративные университеты, говорит Позолотина. В ТМК обучение основным профессиональным компетенциям или особенностям отдельных предприятий и систем организует Корпоративный университет ТМК2U, где ежегодно проходят подготовку 85% сотрудников. Почти каждый из них, в том числе представители рабочих специальностей, обучается минимум раз в год.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: фото предоставлены 66.RU пресс-службой ТМК и УрФУ

Одна из проблем интеграции нового ПО — низкая цифровая грамотность сотрудников промышленных компаний. По этой причине предприятия теряют много времени на простых решениях, считает Елена Суховей, генеральный директор платформы быстрых закупок «Максмарт».

«Если вы захотите купить что-нибудь на маркетплейсе, вам понадобится несколько минут или даже секунд, чтобы сделать выбор, — говорит она. — А лидеры отрасли тратят на это по 9–10 месяцев и упускают операционную выгоду». По словам Суховей, повлиять на ситуацию могли бы государственные программы подготовки инженерных кадров, направленные на технологические инновации.

Работодатель вас научит

Подготовка инженеров и IT-специалистов зависит от успешной коллаборации предприятий и вузов. Наиболее результативным считают подход, когда студенты помимо лекций и семинаров тратят учебное время на проекты, темы которых определяет будущий работодатель. В случае с разработчиками софта на выходе получается программный продукт.

Решение задач по запросу клиента позволяет студентам повышать профессиональные навыки. «Весь цикл проекта — экспертиза, запуск, предварительная оценка результатов и публичная защита, показывающая, насколько выполненная работа востребована и успешна — завершается в течение учебного года, — говорит Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций. — Проектное обучение позволяет развивать софт-скиллз — умение работать в команде и выполнять поручения. Работодателям это не менее важно, чем профессиональные знания».

По словам Дмитрия Толмачева, директора Института экономики и управления УрФУ, ключевое условие успеха — включенность работодателя в программу подготовки специалистов. У вуза есть опыт сотрудничества с «СКБ Контуром» в роли партнера проекта, на помощь которого студенты могут рассчитывать, с Группой Синара — в роли руководителя проекта и с ТМК — в роли заказчика.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: фото предоставлены 66.RU пресс-службой ТМК и УрФУ

В самой ТМК тоже считают, что программы, которые курирует работодатель, более эффективны. По словам Позолотиной, она сталкивалась с практикой бакалавриата, когда преподаватели общеобразовательных дисциплин — физики, химии, высшей математики — не могли дать студентам прямого ответа, какова практическая польза знаний, полученных на начальных курсах.

«Мне кажется, это происходит именно там, где нет куратора со стороны бизнеса, который помог бы преподавателям перекинуть мостик от матриц и интегралов к задачам последних лет обучения или магистратуры», — говорит она.

Практика Корпоративного университета основана на системной работе с преподавателями вузов. Например, задача ТМК2U — создавать обучающие курсы и дисциплины, которые погружают будущих ИТ-специалистов в производственный процесс.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: фото предоставлены 66.RU пресс-службой ТМК и УрФУ

Корпорация «Бросайте курить!»

Найти или обучить специалиста — еще полдела, задача текущего момента — удержать его в компании, считает Андрей Беседин, президент Торгово-промышленной палаты Свердловской области. По статистике, 37% выпускников вузов уезжают из региона в Москву, Санкт-Петербург и Башкирию, в том числе из-за холодного климата и сложных экологических условий.
«Работодатель понимает: при падающей рождаемости найти новых работников не так просто — нужно беречь тех, что остались, — объясняет Беседин. — Условно говоря, каждый специалист становится штучным товаром».

По данным свердловского минздрава, средний возраст трудоспособного населения области приближается к 42 годам, когда у человека появляются первые признаки хронических болезней. Интерес работодателей — в том, чтобы их сотрудники подходили к этому рубежу в хорошей физической форме, особенно если они не склонны следить за своим здоровьем.

«Если владелец предприятия следит, чтобы станки и механизмы как можно дольше оставались исправными, почему бы ему не взять на себя ответственность и за людей? Это вполне логично», — говорит Сергей Репешов, зав. отделом центра общественного здоровья и медицинской профилактики (Санкт-Петербург).

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: 66.RU

Замминистра здравоохранения Екатерина Ютяева подтверждает — 51% местных жителей в возрасте 40–65 лет последние два года (и больше) не обращались в районную поликлинику, даже если их приглашали на диспансеризацию. По ее словам, Минздрав проводит диспансеризацию на предприятиях или выделяет их работникам время для посещения поликлиник.

«Если мы хотим отсрочить хронические заболевания, нужно работать с факторами риска, — объясняет Ютяева. — Они хорошо известны — это повышенное давление, высокий индекс массы тела, избыточный холестерин/глюкоза, низкая физическая активность и вредные привычки. Информация о здоровье персонала может стать для работодателя руководством к действию, главное — вовремя принять меры».

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: 66.RU

О каких мерах идет речь, 66.RU рассказала Светлана Чертополохова, руководитель направления социального менеджмента ТМК. По ее словам, средний возраст работников компании — как раз 42 года. В 2023 году на предприятии запустили программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, направленную на модификацию факторов риска, перечисленных замминистра. Всего, по данным ТМК, за последние два года компания потратила более 10 млрд рублей на социальные программы, включая поддержку здоровья сотрудников.

Отдельный кейс — программа «ТМК без табака». По словам Чертополоховой, на шести предприятиях, входящих в холдинг, в прошлом году выявили 461 курильщика, которые десятилетиями выкуривали по 20 и больше сигарет в день.

Люди новых профессий. Какие специалисты нужны технологичным компаниям
Фото: фото предоставлены 66.RU пресс-службой ТМК и УрФУ

«Самостоятельно отказаться от никотина они не могут, потому что курение — психофизиологическая проблема, а не просто вредная привычка, как принято считать, — говорит Чертополохова. — После того как компания оплатила этим людям курс никотинозамещающей терапии, от сигарет отказались 183 человека, или 41%. Хотя по статистике самостоятельно бросают курить не больше 3–5%. Нам есть чем гордиться».