Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Губернаторам разрешили убивать бездомных собак, и многие уже начали. Чего ждет Свердловская область

10 июля 2024, 10:07
Фото: Архив 66.RU
В очередном российском регионе — Магаданской области — узаконили эвтаназию бездомных животных. Право самим решать, что делать с бродячими собаками, губернаторам дала Государственная дума. Против уничтожения животных выступают зоозащитники — они протестуют и подают иски в суды. Власти Свердловской области принимать соответствующий закон пока не планируют, хотя ежегодно от укусов животных страдают тысячи жителей.

Губернатор Магаданской области и экс-мэр Нижнего Тагила Сергей Носов подписал региональный закон, разрешающий эвтаназию бродячих животных с 15 июля.

Отлавливать будут всех бесхозных собак, при отсутствии владельца их не защитит ни чип, ни ошейник. В специальных пунктах их будут содержать до 15 суток. Спокойных животных передадут в приют, где им постараются найти хозяев. Информацию о питомцах разместят в интернете.

Усыплять будут собак:

  • страдающих от невыносимой боли или травмы, несовместимой с жизнью, а также с болезнями, представляющими опасность для других животных и людей;
  • с немотивированной агрессией;
  • невостребованных (если за 15 дней нахождения в приюте животное никто не забрал).

Власти Магаданской области ранее неоднократно вводили режим чрезвычайной ситуации из-за бродячих животных. Последний раз — в сентябре 2023 года, после второго за месяц случая нападения собак на людей.

В феврале этого года мэр Магадана Юрий Гришан заявил, что каждый день администрация получает жалобы от жителей. По его словам, только в январе от бродячих псов пострадали 18 человек. А вообще обращения исчисляются сотнями. Гришан выступил за эвтаназию бездомных животных и поручил правовому управлению городской администрации подготовить несколько поправок в региональный закон.

В каких регионах уже разрешена эвтаназия бродячих животных

В мае 2023 года депутаты Госдумы приняли закон, наделяющий регионы правом самим решать, что делать с бездомными собаками и кошками.

«Предлагаемые изменения являются обоснованными и направлены на обеспечение безопасности и законных интересов граждан», — говорится в тексте законопроекта.

Регионы начали постепенно пользоваться данным им правом. Эвтаназию разрешили как минимум десять из них: Бурятия, Алтай, Астраханская область, Забайкальский край, Магаданская область, Оренбургская область, Самарская область, Тува, Удмуртия, Чукотка.

В части регионов против новых мер выступили зоозащитники. Они обращались с исками в суды и оспаривали отдельные положения закона. В частности, пункт об усыплении невостребованных животных.

Зоозащитники считают, что принятый документ противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права собственников домашних животных.

В Бурятии зоозащитники подали иск в Верховный суд республики. Тот, в свою очередь, обратился с запросом в Конституционный суд России.

В середине июня высшая судебная инстанция рассмотрела обращение бурятского суда. На открытом заседании выступил полномочный представитель генерального прокурора России в Конституционном суде Вячеслав Росинский. По словам представителя надзорного ведомства, генпрокуратура считает, что региональные акты противоречат федеральному законодательству и принципам гуманности.

«Принятие представительными органами власти субъектов России норм, позволяющих умерщвлять невостребованных животных вне зависимости от состояния их здоровья и степени опасности для людей, противоречит закону и исключает отношение к ним как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания», — говорится в заключении ведомства.

Генпрокуратура дополнительно указала, что работа приютов для бездомных животных регулируется федеральным законодательством, но пункты временного содержания в Бурятии к таким не относятся.

Свердловская область пока выжидает

Директор департамента ветеринарии Свердловской области Евгений Трушкин во время заседания комиссии по безопасности жизнедеятельности думы Екатеринбурга объяснил позицию региональных властей. Он уточнил, что пока разрешать эвтаназию бездомных собак, как в некоторых других субъектах России, на Урале не планируют. В правительстве Свердловской области решили опираться в этом вопросе на судебную практику. Региональные власти ждут, чем закончится разбирательство в Бурятии.

Трушкин добавил, что законодательно установить критерии, согласно которым животное можно будет признать немотивированно агрессивным, невозможно: «Это будет чисто субъективное мнение кинолога».

В 2023 году животные покусали в Свердловской области 5780 человек. В 60% случаев у агрессивной собаки был хозяин.

Сейчас в Екатеринбурге действует один муниципальный приют для бродячих животных — «Спецавтобазы». В 2026 году планируют открыть приют для собак в Первоуральске, там будут содержаться животные из Екатеринбурга.

Мнения за и против

За умерщвление агрессивных и больных животных в комментарии корреспонденту медиагруппы «Звезда» высказалась президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильская:

«Эвтаназия не является какой-то негуманной мерой. Когда стерилизуют собак, то перед этим делают наркоз. Вот эвтаназия — это тот же самый наркоз. Только после стерилизации животное просыпается, испытывая сильную боль. А при эвтаназии животное не просыпается».

К более радикальным мерам призывал глава Оренбурга Сергей Салмин. «Федеральный закон не позволяет регулировать численность бездомных животных. Выделяемые деньги не позволяют добиться желаемого результата. Необходимы более радикальные меры», — писал он в своем Telegram-канале.

Его поддерживает мэр Братска Сергей Серебренников. В апреле 2023 года он заявил, что действующий закон об обращении с безнадзорными животными позволяет сдерживать острую ситуацию, но не решает ее.

Противников эвтаназии бездомных животных, судя по выступлениям и публикациям, в разы больше. От зоозащитников до ученых Российской академии наук (РАН) и звезд эстрады.

Основатель и директор благотворительного фонда «ЗООзащита» Анна Вайман рассказывала корреспонденту 66.RU, что пункт о немотивированной агрессии могут использовать как формальный повод для усыпления всех бродячих собак.

«Чтобы понять, действительно ли у собаки немотивированная агрессия, за животным долгое время должны наблюдать эксперты. И это нужно делать не в условиях приюта, потому что это стрессовая ситуация. А если собака кидается на кого-то, принимать это сразу за немотивированную агрессию — неправильно. Поэтому [...] будут использовать как формальный повод для усыпления», — уточнил она.

С эвтаназией больных животных, по ее словам, «все проще», но и тут есть случаи, когда «в некоторых муниципалитетах ветеринарные станции действуют заодно с заказчиками и исполнителями».

Российский ученый-ветеринар и вице-президент РАН по сельскохозяйственным наукам в 2017–2022 годах Инна Донник считает эвтаназию неэффективной. «Профессионалов, у которых имеется лицензия на использование наркотических средств для усыпления животных, крайне мало».

Также она считает, что уничтожение нескольких сотен тысяч бездомных животных по всей стране приведет «к крайне негативному социальному эффекту».

«Такое резкое сокращение популяции бездомных животных будет иметь очень кратковременный эффект — максимум один–два года. После этого численность бездомных животных снова резко возрастет за счет молодых и, как правило, наиболее агрессивных особей, так как это закон природы», — цитирует Донник «Ветеринарная жизнь».

Против высказывался и депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер. «Собака и кошка — это домашние животные, и нахождение их на улице — вина человека. Предлагаемый проект — это борьба со следствием бездействия, а не работа с первопричиной. Создается впечатление, что ситуацию нарочно довели до абсурда: собаки кусают людей, тут же вкидывается лозунг — «дети в опасности», и рождается единственное предложение об отмене положения закона и узаконивании убийства. За поправками закамуфлирован конвейер смерти», — писал он.

Он считает, что в России «у половины субъектов нет нормальных приютов», а в трети регионов вообще не ведется работа по реализации федерального закона об ответственном обращении с животными.

Критиковал эвтаназию и депутат Госдумы Владимир Бурматов.

«Можно без жестоких мер. Мы дали регионам возможность наказывать тех, кто выбрасывает животных на улицу, строить приюты без использования бюджетных денег, осуществлять льготную стерилизацию и вакцинацию. Но вместо этого они берут и принимают решения, которые вызывают возмущения. РАН установила, что умерщвление животные не сокращает популяцию. От того, что их начнут убивать, выбрасывать меньше не станут. Надо бороться с причиной — безответственными хозяевами. А сейчас уничтожают собак, которым не повезло только в одном — им не повезло с человеком», — говорил он в интервью «Национальной службе новостей».

Несмотря на действующий закон по обращению с животными без владельцев и постановление правительства об условиях содержания таких собак и кошек в приютах, выполняют их далеко не везде. Если в мегаполисах деятельность приютов еще как-то контролируют общественные организации, то в небольших городах — нет.

Порой не помогают даже зоозащитники. К примеру, в Свердловской области общественники годами жалуются на приют в Камышлове. По словам активистов, за животными не убирают, их плохо кормят и не лечат. Несмотря на множество претензий, руководство приюта ежегодно получает новые контракты на отлов животных.

Вопрос
Нужно ли усыплять бродячих собак?
  • 72%
  • 7%
  • 21%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Дарья Александрович